Актеры кино, театра, эстрады

Актеры кино, театра, эстрады

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Охлобыстин Иван

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Иван Охлобыстин: «Жена осваивает семейный бюджет быстрее Минобороны!»

Бизнесмен, он же священник, актер, сценарист и режиссер, рассказал «Комсомолке» о деньгах, детях и долгах

http://s59.radikal.ru/i164/1012/7d/e5cc22f41875.jpg

Бизнесмен Охлобыстин (он же священник, актер, сценарист, режиссер) получил ключ от нового кабинета: с 1 декабря Иван Иванович назначен креативным директором компании «Евросеть» и теперь обживается в модном бизнес-центре. Аж на 36-м этаже. Как и положено преуспевающему топ-менеджеру, кабинет у него с шикарным видом на Москву.

Правда, догадаться, какая именно дверь ведет в «офисную обитель» отца Иоанна, можно лишь методом исключения. У всех «больших боссов» таблички с фамилиями. У Охлобыстина - лишь странное сочетание букв и цифр: «ПСАЙКЕР О-1477».

«Хочу рассмотреть в бинокль могилу Олега Даля»

На работе Иван появляется не в рясе, конечно (священника Охлобыстина по его же просьбе временно отстранили от служения). Но и не в галстуке. Все как удобно: брюки, заправленные в сапоги, серый свитер, очки. Охолобыстин, оказывается, еще какой парфюмер-ценитель. Из кабинета с табличкой «ПСАЙКЕР 0-1477» и далее по офису тянется гипнотический древесно-дымный аромат с примесями бальзамического ладана (флакон духов стоит на полке Охлобыстина рядом с фотографиями жены).

Уверенно устроившись в новом кресле, пытливо глядя исподлобья, Иван объясняет суть своей странной таблички:

- Есть такая компьютерная игра «Warhammer» - мать-прородительница всех компьютерных игр. Там орудуют псайкеры - телепаты, то есть люди, владеющие пси-способностями, управляющие пси-энергией. Они могут погружаться в массовое бессознательное. «О» значит - Охлобыстин. 1477 - осязательно приятное для меня число, там, где цифры сочетаются с чувствами. Не более того. К тому же, это год создания «Молота ведьм» (известнейший трактат по демонологии, написанный доминиканскими инквизиторами - ред).

- Цифры в вашей жизни играют роль? Мелькают в датах, событиях?

- Каждый видит то, что хочет. Это я вам скажу как человек, гадавший в студенчестве у метро за рубль (смеется).

- А это вам зачем, Иван? За конкурентами подсматривать? - беру с полки бинокль.   

- Из окна моего кабинета видно Ваганьковское кладбище, - на полном серьезе объясняет Иван. - Хочу высмотреть в бинокль могилу Олега Даля. В девятом классе я был сентиментальным парнем. И часто ставил свечки на его могиле.

«Папулечка, любименький. Пора косить бабло!»

На этой почти романтической ноте у Охлобыстина заверещал мобильный. Звонили дети (у многодетного Ивана их шестеро, между прочим).

http://i028.radikal.ru/1012/68/ac8166d7df8a.jpg
В офисе бизнесмена Охлобыстина встречает картонная статуя светской львицы Пэрис Хилтон.

- Алло! Ты кто? - засуетился строгий отец. - Дуся? Анфиса? Вася? Я не знаю, где твоя подзарядка! Короче, стырь подзарядку у Анфисы и не отвлекай папу, он с журналистом беседу ведет.

- Знаете, Иван, как шутят по поводу вашего назначения? Мол, к Пасхе прихожане «Евросети» закачают себе благовест в качестве рингтона.

- По поводу рингтона...Вот моя дочка Варечка записала мне в телефон своим звонким, детским голоском: «Папулечка, любименький, пора косить бабло!». И второй: «Папа, давай все-таки утопим котенка. Он непородистый». И придумали же, негодяйки! Но вы не подумайте, у них хорошее воспитание, - тут же оправдывается Охлобыстин словно Новосельцев перед Людмилой Прокофьевной. -  Они у меня поклонники Тима Бартона, «Семейки Адамс», а до этого еще грибовские постановки МХАТа 36-ого года посмотрели и фильм «Сталкер». Дети же как зверьки, лишь бы уроки не делать! А я им в айфон полезное видео-то и качаю.

На полках в кабинете у Ивана редкое издание архимандрита Софрония Сахарова «Видеть Бога как он есть», тут же  «Даосские практики», рядом «Китайские мудрости» Б. Виногродского, за ними - двухтомник «Чжунь Юань Цигун». Вся эта мудрость народов мира, бережно перевезенная из дома в новый кабинет, словно предупреждает: «Держись, маркетинговая стратегия вместе с рекламной промокампанией. Иван Охлобыстин настроен решительно!»

- Иван, а вам легко было податься в бизнес. Ведь это, по сути, выбор между рясой и кошельком?

- Я вообще-то сюда пришел помогать настоящему бизнесмену понимать продукт - вот моя сверхзадача, - уточняет Иван. - По Церкви скучаю. Очень. Но у многодетных родителей дебет и кредит тяжело сходятся. И я - не бизнесмен, я -  сенсор бизнесмена. Усредненный тип. Все сначала пробую на себе. Понравилось мне, значит, понравится и еще десятку людей. Я - честный чувак.

«У меня тридцать два мобильных. И все работают!»

- Вас называют гаджетоманом всея Руси. Вы, говорят, одновременно пользуетесь  горой мобильных телефонов, несколькими ноутбуками. Зачем вам столько?

- Ну как сказать... (смущенно). - С каждым телефоном связан какой-то этап. Факт умерщвления старого казался кощунственным. Поэтому телефонов у меня пока тридцать два. Все заряжены. На карточках оплачен счет.

- Все 32 карточки зарегистрированы на вас?

- В 90-ые, когда паспорт не требовали, мы баловали. Есть у меня телефон, зарегистрированный на Влада Цепеша (Дракулу). Цепеш жил, по указанным мною сведениям, в Москве на улице Трансильванской дом 66 квартира 6. Мало кто из продавцов сим-карт знал, кто это такой. Думали, сербский строитель. А один номер я на святителя Игнатия Брянчанинова оформил (озорно смеется).

- Деньги - моя самая серая история из всех, - говорит Иван, когда я пытаюсь заговорить о доходах. - Когда их нет, начинаю работать, искать, суетиться. Когда есть - затихаю.

- Вам случалось, Иван, терять отношения с друзьями из-за денег?

- Сейчас проанализируем (задумался) Кто же собирается у меня на кухне вечерами?  Владелец автосервиса. Крупный чин, милиционер. Человек с мутной репутацией, бывший топ-менеджер крупной нефтяной компании, который только-только начал без опаски ездить на родину. Игорь Иванович Сукачев. Врач-дантист и психиатр. Каждый друг - эволюционный шедевр. Вот недавно не оказалось нужной суммы, а мне утепляли гараж.  «Игорь Иванович, - звоню Сукачеву, - дай три тысячи евро! Верну через неделю». Выплату задержал. Корю себя за это.

- Вы не похожи на человека, который не отдает долги!

- Честно говоря, я до сих пор должен другу Рустаму Арифджанову. И еще, по-моему, Веронике Боровик. Рустаму не могу вспомнить сколько. А он не говорит!

-  Теперь, наверное, скажет.

- Не скажет! (вздыхает)

- Иван, а вы помните ваши первые реальные деньги?

http://i035.radikal.ru/1012/04/d5805d4c151d.jpg
Жена Ивана хоть и посмеивается, но мужа с работы встречает сама!

- Хорошие деньги я получил за сценарий «Урод». Фильм сначала хотел снять Федя Бондарчук. Но Федя долго тянул с деньгами. И я продал сценарий Роману Качанову. Купил себе «копейку» итальянской сборки. И белые кроссовки!

- Федор на вас не обиделся?

- А на что обижаться? Если человек отправил тебе sms: «Люблю. Скучаю!», и он тебя реально любит, то пока сообщение дошло, он уже будет стоять у порога с языком, как у кота из «Том и Джерри». Тут тоже самое. Если говоришь: «Я хочу твой сценарий!», плати деньги или бери его в долг...

- На жену, Иван, вы легко тратите деньги?

- Стараюсь Оксанку баловать. Но это дело страшное! Завел как-то ее обманными тропами в магазин. Говорю: «Мать, живем с тобой уж 15 лет, а у тебя шубы толком нет, в шкафу дрянь какая-то». Она проявила целомудрие и убежала раскрасневшись. Я разозлился. И купил себе шубу, что не каждый пуэрториканский сутенер мог бы в ТАКОЙ расхаживать. В итоге со второго раза Оксана на шубу согласилась.

- То есть, на жену вы не сильно тратитесь?

- Э-неет! Это она шубу не хотела. А так  Оксанка мой бюджет осваивает быстрее министерства обороны! Она же - королева-мать. Репетиторы, одежда, путевки...

После нашей беседы, положив бинокль в шкаф, отец Иоанн повел жену в кафе. К офису мужа матушка Оксана подъехала, сидя за рулем... микроавтобуса. «Удобно! Все дети помещаются. И необычно - можно встать в пути, походить по салону, - улыбнулся Иван. И тут же немного рассердился: - Моя Оксанка за рулем - катастрофа! Голова все время в сторону детей повернута, и при этом она еще по телефону успевает с Машей Голубкиной общаться!»

- Иван, а вы от жены заначки делаете? - тихо спрашиваю у него.

- Есть у меня хобби: делаю ювелирные изделия. Оправдываю тем, что то же самое делал полковник Аурелиано Буэндиа (из «Ста лет одиночества» Маркеса). Он в конце своих лет лил золотые рыбки. А я вот - украшения. Деньги в жизни - не главное. Но как любит повторять один мой друг: «И что бы ты ни говорил, Иван, в слове «золото» есть что-то настоящее!»

ТАБЛИЦА:

- Вам 10 лет, у вас в руках тысяча долларов. Что бы вы купили?

- Мобильный телефон. Рассматривал бы все модели. И свихнулся бы, наверное.

- Вам 20 лет и у вас в руках 20 тысяч долларов?

- Машину. Или мотоцикл.

- Вам 30 лет и у вас сто тысяч долларов?

- Куплю машину, только получше.

- Вам 40 лет и у вас миллион долларов?

- У меня уже есть квартира, и есть таун-хаус. Но я все равно начал бы строиться. На Рублевке  - ни за что! На новой Риге есть участок у тещи. Поэтому я бы купил участок километрах в ста пятидесяти от Москвы.

ЧЕТЫРЕ НАИВНЫХ ВОПРОСА ИВАНУ ОХЛОБЫСТИНУ:

- После какой суммы вы чувствуете себя сыто и богато?

- Как отец большой семьи, я не совсем адекватный респондент в этом вопросе.  Страдаю синдромом Чингизида. Попробую объяснить. У меня размыты представления о границах необходимого функционирования как у особи. Вот едет обычный человек в отпуск. Он берет с собой чемодан и телефон. Что делаю я? Беру с собой десять чемоданов, и будет успех, если восемь доедут. Беру с собой шестеро детей. И отлично, если пятерых я насчитаю во время перед посадкой на самолет. Поэтому у меня всегда есть некий форс-мажорный зазор. И под него подстраивается все: время, деньги и обстоятельства.

- Биржевые сводки как-то влияют на вашу жизнь?

- Да нет у меня таких средств, чтобы волноваться из-за падение индекса. Я один раз поиграл на бирже, разобрался в механике и отпустил это дело.

- Иван, а мобильные есть у всех ваших детей?

- Были у всех и причем одинаковые. Но форс-мажор, повторюсь, великая сила. Дуся год пользовалась телефоном, что уже рекорд и победа. Но где-то потеряла. Анфиса сохранила, Варя сохранила. Нюша дважды или трижды теряла телефон. Вася вот хороший мальчик, но плохо, что потерял зарядку. И мама у них такая же! С мамой вообще жесткая борьба шла. Теперь у нее самый прочный и простой мобильный, гарантия которого не распространяется разве что на ядерный взрыв. Я хоть и любящий муж, Оксана у меня  классная, смешная, просто королева-мать из финальной сцены фильма «Чужие». Хищная птица. Тугая коса. Но за дело могу и пожурить!

- Иван, вы когда-нибудь пытались объяснить себе, по какому принципу люди делятся на богатых и бедных?

- Мне кажется, причина в желании. Но что значит желать? Большая ошибка считать, что слово «истина» -  существительное. Это — глагол! И любовь - глагол. Она все время меняется. Вот как проживает семья? Сначала - страстная любовь, неразрывная, прямо борьба из фильма «Чужие». Рвешь друг друга на части сначала физически, потом психологически. Потом подутихаешь, начинаешь скучать. Потом «шило на мыло», скучать не приходится. Потом руки опустил: «Ну есть и и есть! И у остальных так же». И вот на этой стадии начинаются отношения совершенно другого уровня. Начинаешь открывать в человеке такие грани...Как же ты думал, что раньше любил, если отношения носили эпизодический характер?

- И все-таки, большие деньги, по-вашему, плывут к избранным или к случайным людям?

- Думаю так: в мире существует некая финансовая надстройка над обществом. И в эту систему, почти мистическим образом (объяснить какие пути приводят туда невозможно) доходят именно те, кто в состоянии справиться с тем или иным финансовым потоком. Эти люди и составляют мировой пласт управленцев. Выходит баш на баш. Из некого сообщества, которое стремится к богатству, попадают люди, которые умеют. Ведь некоторым вещам невозможно научить. Например, моя 14-летняя дочь Анфиса берет пистолет в тире и стреляет с двух рук не прицеливаясь. Как это объяснить? Ее никто не обучал.

2

http://s52.radikal.ru/i136/1012/c0/a86ea9da8325.jpg

О. ИОАНН

http://www.ogoniok.com/archive/2001/4692-4693/17-16-21/

Месяц назад по городу прошел оглушительный слух: Охлобыстин в Ташкенте. С чего вдруг, да и ради чего, собственно? Одни говорили, что он приехал сюда инкогнито, живет у друзей и в свет не выходит. По другим слухам, снимается в сногсшибательном совместном российско-узбекском проекте. И то и другое оказалось неверным. Популярный, ставший давно уже культовым московский актер, кинодраматург и режиссер приехал в Ташкент со своей многочисленной семьей, чтобы здесь принять сан священника!.. Известие, прямо скажем, шокирующее. Снявшийся год назад в нашумевшей картине «Восемь с половиной долларов» и блестяще сыгравший в ней богемного запойного клипмейкера, Иван Охлобыстин оставляет мирскую жизнь, чтобы целиком и полностью посвятить себя Богу... Наш корреспондент Сид ЯНЫШЕВ встретился с отцом Иоанном, что называется, в нерабочей обстановке.

«Мое любимое питье -- афонский чай (две трети кагора и одна треть кипятка).
Не помню, кто назвал его «напитком усталых авантюристов и неискренних женщин».
Его пьют монахи, чтобы поддерживать силы во время длительных служб».
Одно из «откровений» отца Иоанна

-- В одном из интервью ваша супруга сказала, что вы вынуждены сниматься или снимать картины ради заработка. Что, действительно исключительно ради заработка или момент творчества или творческого самоудовлетворения все-таки присутствует?

-- Тут вот в чем дело. Я ж учился во ВГИКе, и у меня много друзей, которые снимают кино. Так вот одно время это был самый легкий способ заработать деньги, во-первых. А во-вторых, те же друзья в поисках чего-то недорогого, но оригинального звали меня сниматься, дескать, давай по-дружески помоги нам. И я зачастую соглашался. А ради честолюбия или творческой реализации -- никогда.

-- Между тем в фильме «Восемь с половиной долларов» вы снялись, уже будучи известным и знаменитым...

-- С фильмом «Восемь с половиной долларов» вышла вот какая история. Режиссер Гриша Константинопольский предложил мне написать сценарий, а меня уже не интересовала жизнь шоу-бизнеса, и я отказался. Затем он стал уговаривать меня сняться в этом фильме. Я опять же отказался, потому что мне не понравился его сценарий. А моим светским наставником был Ролан Быков -- человек во всех отношениях талантливый. Фильм-то давно затевался, тогда Ролан Анатольевич еще жив был. Так вот он стал буквально требовать, чтобы я снялся в этой картине. Я не мог ему отказать, так как был многим ему обязан -- не финансово, конечно, а чисто по-человечески. Но все равно я придумывал всевозможные способы, как уклониться от съемок. Посоветовался со своим духовным наставником, который мне и говорит, мол, назначь такую цену, которая близка к абсурдной. Тогда я согласился, но с условием -- 500 долларов в день. На тот момент это были совершенно дикие деньги. Те, кто меня приглашал, «почесали репу» и вдруг согласились. Снимался я очень долго: периодически у продюсеров кончались деньги, кто-то уходил в запой и так далее.

-- Вы снимали, снимались, параллельно, скажем так, серьезно работая над собой как над человеком церкви?

-- Религией я занялся давно, еще в девятом классе крестился. Потом меня мотало из стороны в сторону, а лет в 25 -- 26 я уже решил, что пора реализовываться на полную катушку, и серьезно занялся, как вы говорите, работой над собой.

-- Кстати, никто толком не знает страниц вашей биографии: откуда вы, как начинали, и все остальное...

-- Родился я в семье военного врача. У моей мамы схватки начались во время показа фильма Тати «Веселенькое воскресенье». До пятого класса я жил в деревне, а затем переехал в Москву, где и доучивался. Поступил во ВГИК, затем ушел в армию, по возвращении снова учился во ВГИКе. Кино я начал снимать, особо ни о чем не заботясь, то есть не думая, как это будет выглядеть с точки зрения комсомола, в кругу эстетов высоколобых. Наверное, поэтому все было хорошо и легко -- я не был зажат в какие-то рамки и делал то, что хотел. Но когда я снял картину «Арбитр», то вдруг пришел к убеждению, что не нашел той темы, за которую готов получить инсульт. В принципе его можно было получить, если бы тема была стоящая. Но такой темы не было -- любая была в границах реального мира и мало меня интересовала. Я не хотел себя тешить высокохудожественными иллюзиями и поэтому стал работать как сценарист. Писалось всегда, слава богу, легко. Я написал несколько пьес для МХАТа, в Германии шел спектакль по моей пьесе «Нерон». Затем я понял, что мне легче писать что-то безусловное, и я ушел в публицистику с художественным вымыслом. Работал в журнале «Столица», писал в несколько изданий, в том числе в «Совершенно секретно», вел колонку в «Известиях», сделал несколько передач для французского телевидения...

-- Вы владеете языками?..

-- Нет... Видите ли, я прагматик по натуре. Языки мне давались легко, и я, чтоб не терять время, решил для себя, что если я буду богатым, то куплю себе переводчика, который будет мне переводить хоть с кельтского диалекта, а если я буду бедным, то зачем мне нужны английский или французский языки? Я приехал в Америку на фестиваль, потом остался у друзей в Нью-Йорке на стройке поработать. Так вот уже через неделю я очень хорошо понимал, о чем говорят, потому что у народа с богом Микки-Маусом язык простой, как спички. У них деепричастных оборотов нет, а если есть, то на уровне патологии -- хаудуюду да хаудуюду! В общем, лингвистический детский сад. Китайским никогда не занимался, хотя, думаю, на его изучение мне потребовался бы месяц, наверное. Потому что, общаясь с людьми, я быстро осваиваюсь.

-- Если вернуться к вопросу о религии в отношении к искусству, я слышал, не знаю, соответствует ли это действительности, что православие отрицает искусство как таковое, особенно актерство, лицедейство, как дублирование реального, подлинного.

-- Тут очень тонкие грани. Один мой друг, священник, любит по этому поводу вспоминать Гете: «Бог -- в мелочах, а дьявол -- в крайностях». Отрицание театра в православной церкви ведет свое начало с проповеди Иоанна Златоуста о театре. Но нельзя забывать, что Иоанн Златоуст жил во времена, когда на сцене шли дионистические действия, в которых, простите, козла могли изнасиловать или реально зарезать раба, то есть пролить кровь, чтобы развеселить публику. Искусство как таковое и культура -- две разные вещи. Искусство -- это способ, умение продать пепси-колу, то есть искусить человека, протежировать продукты в массы. А творчество -- это возможность постижения окружающего мира, то есть некая интровертная вещь. Не экстравертная, когда все наружу, а интровертная -- через себя пропустить. Сейчас театр представляет из себя более цивильное зрелище, нежели телевидение, шоу-бизнес и все остальное. Очень сложно обо всем этом судить. А в принципе актеры, работающие в театре, зачастую подчиняются тотальному лицедейству и начинают играть не только в театре, но и в быту. Потом, для взрослого мужчины быть артистом не очень серьезно. Может быть, у меня извращенные понятия, не знаю. Мазаться гримом, пудрой, играть зайчиков, Елки проводить... С одной стороны, это вполне достойно, если человек невероятного таланта и только этим и может заниматься. Но 90 процентов из их числа просто работать не хотят.

-- Вот вы сказали, что искусство и культура -- разные вещи. С искусством разобрались. А что такое культура?

-- Культура -- это возможность осмысления... Предположим, из земли бьет грязный родник, но если его обнести, сделать колодец, то он будет чистый. Основная задача православной, да и вообще христианской церкви, -- создать христианскую культуру. Две тысячи лет мы создаем эту культуру, и до сих пор она еще не создана. Есть такой философ Ильин. Он очень много об этом говорил. Люди, отрицающие возможность создания культурного общества, отрицают догматический принцип о том, что Бог возлюбил свой мир настолько, что послал своего единородного сына спасти его. То есть отрицающие мир отрицают не мир, а Бога, его творения. Они не способны восхищаться. Восхищаться -- это значит восхищать дух, возносить его. Можно восхищаться любовью, звездами, благородными стремлениями человечества. И потом, если анализировать жестко, невозможно полновесно ответить на этот вопрос, потому что если бы, к примеру, марсианин сверху понаблюдал за нами, то, исходя из того, что у нас две руки, две ноги, два глаза, он сделал бы вывод, что у нас два сердца. Но у нас одно сердце. И если проанализировать сектантские образования, учения, то можно будет подумать, что у нас два сердца. То есть они голословны. И основываясь на авторитете какого-нибудь учителя, типа Баи-бубу или Раджниша, люди его глазами смотрят на мир. Христианство дает человеку единую догматику, платформу, с которой он смотрит на мир своими глазами. То есть эта платформа очень подвижна, порой нелогична, как и жизнь порой нелогична, она строго субординирована, как и сама жизнь субординирована.

-- Давайте подытожим. Что такое религия, с вашей точки зрения?

-- Если говорить простыми словами, религия как таковая -- это возможность человека поставить себе конечную цель. То есть если человек определяет себе точку отсчета и ставит конечную цель, то движется планомерно, не уподобляясь щепке в потоке реки. Он куда-то плывет, может быть против течения, но к своей цели. Причем, как правило, путь к этой цели бесконечен. С одной стороны, есть поток с той же щепкой, а с другой стороны -- осмысленная цель, и человек в конце концов превращает в эту цель саму жизнь. Он учится жить -- здесь и сейчас. Религия -- это возможность научиться жить здесь и сейчас в гармонии с Богом, а Бог есть свет -- от травы до неба. В принципе это очень сложный вопрос, можно сказать много витиеватых фраз по этому поводу. Вот это осмысленное движение куда-то вперед приносит внутренний покой и комфорт. На самом деле в какой-то момент начинаешь получать удовольствие от того, что просто живешь. Не куда-то бежишь, живешь не от обеда до обеда, не от получки до получки, не от женитьбы до женитьбы, а просто живешь -- здесь и сейчас.

-- Сейчас, уходя, как говорится, с головой в духовный мир, вы полностью оставляете мирскую жизнь?

-- Опять же целиком отказаться от творчества я не могу. Однозначно, лицедейством я заниматься не буду. Мне это никогда не нравилось, признаться. Я человек не честолюбивый. А для того чтобы быть мегапопулярным, нужно иметь шесть «мерседесов», двадцать человек охраны и восемь гектаров земли в каждой республике, чтобы приехать и сидеть спокойно. Я смотрю на этих рок-певцов: охота была им за такие деньги так себе жизнь ломать! Сценарии писать... Если это будет с благочестивыми помыслами, то почему бы и нет. Самые лучшие фильмы по определению благочестивые. Еще Шекспир выделил 12 сюжетов: любовь, преданность, разлука, ревность, предательство и так далее. Основная задача опять же культуры, в частности сценарной, носит все-таки в себе, как ни странно, педагогический характер. Все-таки мы ставим себе какие-то образцы нереалистичные. Реализм интересен, но это увлечение на два-три года. Много разных мастеров появляется, которые пытаются мило и реалистично реализовать в кино свои замыслы. Да, это оригинально, им хлопают наркозависимые эстеты, а потом они тонут в энциклопедиях по киноискусству. А народ их не смотрит. Глас народа -- глас Божий. А простые картины, как «Три тополя на Плющихе» или «Вокзал для двоих», истории разведенных женщин и одиноких мужчин -- вечны. История про Ромео и Джульетту вечна. «Титаник» -- замечательная история, абсолютно христианский фильм. Есть даже работа по этому поводу диакона Андрея Кураева «Христианское содержание фильма «Титаник». Так уж получилось, что большие темы несут в себе педагогический уклон и ясный вывод, а это соответствует всей нашей догматике.

-- Иван, столько лет отданы лицедейству --и вдруг столь убежденное православие. Не есть ли это очередная роль, с той лишь разницей, что не на месяц, а длиною в жизнь?

-- Не знаю... Мне сложно проанализировать. Я долго думал, соответствую ли я вообще статусу священника. Самостоятельно никогда этот вопрос не решишь. Тогда я подошел с другой стороны: а вообще кто-нибудь соответствует? Если человек говорит, что он достоин быть священником, то он либо сумасшедший, психопат, либо очень подозрительный, нехороший человек. За всю историю были, может, один-два человека, которые могли так сказать. Это были пророки. Роль длиною в жизнь?.. Не знаю... Я чувствую себя комфортно, я устаю. Многие вещи меня раздражают... Когда учишься, делаешь много ошибок -- тебя пресекают. Сама дисциплина литургика, богослужение, очень сложная, очень много нюансов, где-то очень сильно себя ограничиваешь. Но все равно я себя чувствую гораздо комфортнее, чем в Доме кино, в редакции или на съемочной площадке, где опять-таки уместно сравнение с щепкой...

-- Хорошо, тогда почему именно православие? Ведь Бог един, и лишь пути к нему разные -- католичество, православие, мусульманство, буддизм, различные секты и так далее. Зачем обязательно выбирать какого-либо посредника на пути к Богу? Неужели так необходимо придерживаться какой-то определенной религии?

-- Это опять-таки очень сложный вопрос. Да, Бог един. Как говорил Христос, каждому по вере его. Тоже верно. Но странно было бы предположить, что ты родишь ребенка, вынесешь его на улицу и положишь на землю, когда он ни говорить, ни ходить, ни покупать себе биг-маги или кукурузу воздушную не может. То есть ты должен провести с ним вместе какой-то период, чтобы научить его, как действовать, а дальше он начинает действовать сам. Примерно так же обстоит дело и с церковной доктриной. Она тебя учит. Например, молитва. Вначале человек, пока не умеет молиться, молится своими словами. Потом он реально осознает, что молиться своими словами -- это абсурд, потому что Бог лучше него знает, что ему надо. Иной раз человек просит то, что ему не нужно, чаще всего, кстати. В конце концов он приходит к традиционной молитве, то, что написали люди святые, причем в ее изложении на сакральном языке. У каждого народа свой сакральный язык. Православные сирийцы молятся на арабском, китайцы -- на китайском, употребляя вместо «хлеб наш насущный» «рис наш насущный», потому что у них рис и хлеб -- одно и то же. Главное, формула исповедования -- чего хочет человек. Но идеальный тип молитвы -- безмолвная молитва. Когда человек -- весь молитва. Он превращается в ангела. Ему ни от кого ничего не надо, но в то же время все от него чего-то хотят. Он себя ощущает солнцем...

-- Если я правильно понял, религия -- это школа на пути к Богу, как начальный этап?..

-- Но этот начальный этап, как правило, длится всю жизнь. Очень редко он заканчивается еще при жизни, разве что у святых -- детей света, которые при жизни превращаются в свет. Не смотрят на него, а сами излучают свет, трансформируют его. Что же касается выбора той или иной конфессии, то в первую очередь для этого надо знать свою территориальную, то есть естественную, этническую религию. Если отталкиваться от нее, то она так или иначе приведет к познанию всех остальных, потому что они перекликаются друг с другом. Например, у христианства, иудаизма и мусульманства одни корни. Если человек будет разбираться дальше, то рано или поздно к нему придет понимание, для чего ему нужна религия. Для того, чтоб стать начальником? Для того, чтоб иметь тысячу жен? Для того, чтобы быть независимым?.. И уже выбрав, что ему нужно, он выберет себе религию. Однажды я поехал отпевать одну женщину, поехал очень далеко -- район называется Сергели. По дороге ее родственники тоже философствовали на тему, что Бог един и, дескать, какая разница в церквях... Я говорю: а что вы к нам приехали? Надо было в мечеть -- она ближе! То есть у каждого человека есть внутреннее ощущение правды. Христиане слишком хорошо знают, что такое совершенство. Из-за этого они так много каются, сетуют, держат посты, укоряют себя, потому что они понимают, что такое совершенство, что хорошо, что плохо, что правильно, а что нет. Мы можем сами себя обманывать, но черное от белого отличаем очень хорошо -- уже по внутренней нашей логике.

-- Как вы оказались в Ташкенте? Почему именно Ташкент?

-- Я в принципе сотрудник патриархии, вел на ТВ передачу «Канон», лет пять был пономарем, то есть помощником священника. Потом меня пригласили работать в молодежный отдел Московской патриархии. Прошло какое-то время, и у меня появились очень хорошие знакомые. Есть такой крупный среднеазиатский бизнесмен Василий Толстунов. Так вот мы с ним как-то очень душевно сдружились. Вообще, честно говоря, в Москве мне всегда больше нравились приезжие люди. Москва уже очень давно не город -- это оптовый рынок с привнесенной извне культурой. Люди самобытные мне всегда больше нравились. Не те, которые уже абсолютно ассимилировались, превратились просто в торгашей, в пиарщиков, журналистов, голых без этноса. А я всегда дружил с казахами, узбеками, киргизами. В честь моего бишкекского друга Василия Толстунова я назвал недавно родившегося сына. Вообще мне очень нравится Василий Великий -- один из апологетов, главных богословов. Я второго сына хочу назвать Григорием, а третьего -- Иоанном, потому что это была такая троица, как их называют, великие каппадокийцы -- Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст...

-- То есть вы уверены, что они обязательно будут?..

-- Обязательно!

-- У вас уже четверо детей -- три дочери, а теперь вот сын. В перспективе вы хотели бы иметь шестерых детей, получается?

-- В идеале мы бы хотели больше, потому что еще сына Гавриила хотим...

-- Так что Ташкент?..

-- И вот Василий познакомил меня со своим крестным отцом. Это владыка Владимир, архиепископ Среднеазиатский и Ташкентский, он возглавляет церкви четырех республик: Киргизии, Туркмении, Таджикистана и Узбекистана. Дивный человек, верный христианин и гениальный историк. Когда-то, в миру, он был Василием (кстати, опять Василий). Мало того, он в Москве был моим соседом. Дело в том, что у всех высших чинов церкви в Москве есть по квартире, чтобы было где останавливаться, когда они приезжают на съезды (у нас называются соборы) или по иной нужде. В общем, замечателен и самобытен он еще и тем, что много и крайне интересно пишет, никогда не стесняясь собственных версий, отстаивая их. Мне всегда в людях нравилось трудолюбие -- это очень важный параметр в оценке людей. Как пишется сценарий? Садишься и первые десять страниц заставляешь себя, маешься. Потом, как радиоприемник, настраиваешься на определенную волну -- и пошло-поехало. А первые десять страниц потом заново переписываешь. Трудолюбие важно в любом деле. Так вот владыка Владимир в быту оказался таким же самобытным человеком -- и скромным, и властным, удивительно простым и невероятно мудрым. Так вот мы с ним долго общались. У него заболел водитель, и я везде возил его -- для меня это была большая честь. Как-то он мне и говорит, мол, тебе уже 34 года, пора реализовывать себя в полную силу, дескать, приезжай в Ташкент, будем тебя рукополагать священником. Я подумал, почему бы и нет. На самом деле я же к этому шел всю свою жизнь и в церкви всегда чувствовал себя комфортно. Это -- мое, реально мое. Денег толком не заработаешь, но и с голоду не умрешь. У меня большая семья -- церковь всегда хорошо содержала семью, поскольку в церкви определяются довольно чистые взаимоотношения. Далее, любое движение и действие осмысленно, всему можно дать оценку, то есть нет хаоса. То есть при всей своей подвижности христианство следует за жизнью, оно делает эту жизнь. Есть какая-то стабильность. Плюс есть творчество, которое идет параллельно, не пересекаясь. Творчество опять же таки интровертное. По внешним проявлениям я экстраверт, то есть шумный, хохотун, могу выкидывать парадоксальные штуки в зависимости от ситуации, конечно, если это не в ущерб окружающим. Но по большому счету мечта последних лет -- это возможность сосредоточиться, подумать. Очевидно, отчасти это желание связано с возрастом. Всю жизнь я прожил в шумном городе, я дитя бетона. Мне всегда не хватало тишины. Не знаю, смог бы я долго находиться в тишине, если, предположим, оказался в пустыне. Наверное, я бы привык, поскольку смог привыкнуть к шуму. Внутреннего сосредоточения мне всегда не хватало, меня всегда дергали в разные стороны. И вот через неделю после того разговора я приехал сюда. Через четыре дня рукоположился во диаконы -- дисциплину диаконского служения я знал, -- и 4 марта я стал священником. Должен сказать, у православной церкви гигантский опыт служения. Меня всегда изумляло, как секты с десятилетней историей пытаются дать ответы на все вопросы. В то время как церкви с тысячелетними историями отчасти ответов на эти вопросы не дают, оставляя это право за людьми, потому что они слишком хорошо знают цену человеческой свободы. Существует очень много нюансов, и нужно учиться быть мобильным, подвижным.

Да, так вот о Ташкенте. Моя мама была здесь в 80-х годах. Так она рассказывала -- замечательный край, ну просто рай. Я тоже по приезде в этом убедился: люди замечательные, причем все, любых национальностей. Есть, конечно, свои заморочки, но они больше носят пикантный характер. У нас на рынках отношения просты: вопрос -- ответ. Здесь это целая культура взаимоотношений -- главное не деньги, а пообщаться. Потом, патологическая жуликоватость -- она тоже носит не алчный характер, а скорее несет в себе, я бы сказал, культуру собственного промоушна, причем не всегда на пользу продавцу -- он может иногда себя обмануть! Так вот, благодатнейший край! Немножко картинку портят талибы на границе... Я на месте узбеков оградился бы по периметру границы лазерными пушками и никого бы вообще не пускал! Здесь по большому счету комфортно. Узбекам не нужны начальники -- они сами по себе начальники! Узбекистан должен остаться чистой республикой, чистым народом и никого не пускать, чтобы на голову им никто не сел -- ни с той, ни с другой стороны. Абсолютно самобытная нация, даже при том, что она смешанная. Душевный народ, глубокий, преданный, очень творческий! Даже на уровне рынка -- творчество, не просто так!

-- А теперь, если можно коротко: у вас есть какой-то жизненный принцип, один на все случаи жизни?

-- Не знаю... Сложно... Знаешь, врать не хочется. Можно было бы сказать что-нибудь яркое и оригинальное, но это не было бы правдой. На каждый день -- свой принцип. А общего принципа не выведешь. Жизнь подвижна, она не бывает в единой форме: мы рождаемся младенцами, а умираем стариками...

3

http://s42.radikal.ru/i096/1012/ae/1f3be6a9b1e1.jpg