Актеры кино, театра, эстрады

Актеры кино, театра, эстрады

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Актеры кино, театра, эстрады » Русские и Советские актеры » Дуров Лев Константинович


Дуров Лев Константинович

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

http://dni24.com/uploads/posts/2015-08/1440043504_728423.jpg

Лев Дуров признается, что актером стал случайно

Лев Дуров: из московской шпаны - в народные артисты

  Евгений Черных

В ночь на четверг, 20 августа 2015 г., не стало актера Льва Дурова.
Он скончался в Москве на 84-м году жизни.

Наш корреспондент Евгений Черных делится своими воспоминаниями о великом артисте.

В далекие уже 90-е я работал в газете для игроков, азартных людей «Поле чудес». И напросился на интервью с Дуровым. Был уверен – он идеальный герой для нашей газеты. Судя по ролям. В 80-е мальчишки тащились от музыкального боевика «Не бойся, я с тобой», где он сыграл бесстрашного каратиста, защитника слабых. А его официант в «Калине красной», рискнувший в советские времена устроить небольшое бордельеро для вчерашнего зека Шукшина, которому деньги ляжку жгут. Агент Клаус в «Семнадцати мгновеньях весны», Де Тревиль в «Д’Артаньяне и трех мушкетёрах»…

А предки какие! Надежда Дурова, первая женщина-офицер в русской армии. Легендарная кавалерист-девица, которая не один год служила в полку, выдавая себя за мужчину. Была даже ординарцем у самого Кутузова (впрочем, фельдмаршал уже знал, кто она такая). Знаменитый русский циркач-дрессировщик Владимир Дуров, применявший в работе с четвероногими питомцами последние достижения науки и телепатию. Еще до революции веселил публику до упаду. Редко кто звал его по имени-отчеству. Просто дедушка Дуров. Титул. Тоже человек рисковый. В одном большом городе, кажется, в Одессе, вывел на сцену свинью, покрашенную в зеленый цвет. И начал делать с ней разные цирковые манипуляции под оглушительный смех публики. Тамошний городничий носил фамилию – Зеленый. Мой герой – внучатый племянник «того» деда.

Прихожу в Театр на Малой Бронной. И сразу в лоб:

- Лев Константинович, как вы догадываетесь, тема беседы будет близка специфике газеты – азарт в вашей жизни, игра, авантюры... - Не на того напали! – с ходу огорошил народный артист СССР. - Был в нашем роду сарапульский городничий Василий Андреевич Дуров, родной брат «девицы-кавалериста» Надежды. Редкий авантюрист. Готовый биться об заклад когда угодно и на что угодно. Идеей фикс у него было достать 100 тысяч рублей. Огромные по тем временам деньги. Для этого он разрабатывал самые несуразные проекты. Вплоть до того, чтобы украсть полковую казну. Или у Ротшильда выманить каким-нибудь макаром. У царя просил – тот не дал. Азартный до невозможности. В карты играл с утра до ночи. Между прочим, у самого Пушкина выиграл 5 тысяч. Александр Сергеевич очень восхищался нашим азартным предком. (Я потом проверил, не разыгрывал ли Лев Дуров журналиста. Действительно, Пушкин о картежнике-городничем трогательно писал. И даже помогал.)

А я на бега не хожу. Карты тоже не люблю. В шахматы отец хорошо играл, а я так и не научился…

Азартен только в профессии. Занят сразу в трех театрах. Театр Чехова - играю Полония в «Гамлете». Театр современной пьесы - спектакль «Все будет хорошо, как вы хотели». Вместе с Ириной Алферовой. И родной театр на Малой Бронной – генерал Иволгин в трилогии «Идиот». Плюс съемки в кино. Если бы не был азартным, от чего –нибудь обязательно отказался бы.
кадр из фильма
В 80-е мальчишки тащились от музыкального боевика «Не бойся, я с тобой», где Дуров сыграл бесстрашного каратиста, защитника слабых.

Это действительно театральный азарт. Школу закончил с одними двойками. А поступил в Школу-студию МХАТа и на втором курсе уже стал круглым отличником. Получал именную стипендию Качалова. На третьем курсе – стипендию Тарханова. На восемь рублей больше. По ночам запирались и тайком от пожарных репетировали. Сами придумывали этюды, мастерили декорации. Прыгали в набедренных повязках с каменными топорами, луками. Стрелы втыкались по-настоящему. Все педагоги вздрагивали. Черт-те что творили. Когда на 4-м курсе Масальский ставил «Бронепоезд 14-69», я взялся делать шумы. Пушки стреляли, стены в театре ходили ходуном. В этом плане я действительно азартный. А иначе ничего не получится.

- Значит, Лев Константинович, вы пошли не в сарапульского городничего, а в знаменитого дедушку Дурова. Сцена привлекла.

- Откровенно скажу, актером стал случайно. Семья была далека от искусства. Папа – взрывник. Мама работала в архиве. Учился я плохо, из школ исключали за хулиганство. Но, видно, действительно что-то сработало в генах. Хотя артисты среди предков – лишь Анатолий и Владимир Дуровы. Циркачи-дрессировщики. Братья.

После очередной драки на голубятне знакомый парень затащил в Дом пионеров. Представляете: голубятня, где собиралась вся окрестная шпана, ворье, мат-перемат, и Дом пионеров?! Руководителем детской драматической студии был замечательный педагог Сергей Владимирович Серпинский. Мне у него очень понравилось. Я там остался и даже стал командовать. Полстудии разогнал, кто не нравился. А из тех, кого оставил – пятеро стали актерами. Среди них - Ролан Быков. А ведь мог выгнать Ролку. Вот был бы ужас!

- В «авторитетах» ходили?

- «Авторитеты» - это взрослые. А мы – малолетки. Меня взрослая шпана уважала. Всех жуликов в районе знал. Но никто не втянул ни в какую историю. Не предлагали. Хотя другим - сколько угодно. На том же шухере постоять. То ли отца уважали, то ли меня берегли. Видите, ни одной наколки, татуировки. И ни разу рука не поднялась залезть в чужой карман. Я только за драки попадал в милицию. Как теперь говорят – «разборки». А тогда дрались до первой крови. И тут же мирились. Так что меня Бог миловал. Проскочил. А мог запросто загреметь в колонию.

У государства воровал. Честно скажу. Уголь, дрова… Маме говорил, что заработал. Однажды ночью тащу два ведра угля. Упираюсь. Росточка маленького. Смотрю – сапоги, шинель. Поднимаю голову – участковый. «А вот и Дуров идет домой, сгибаясь под тяжестью улик.» Взял у меня ведра, донес до крыльца, поставил, повернулся и ушел…

Вобщем, как пел Высоцкий: «Я рос, как вся дворовая шпана».

- Если вспомним другую его песню, то романтики, оказывается, уходили из московских подворотен не только ворами, но и актерами.

- Володя, прошедший такую же дворовую школу, учился со мной в студии МХАТ. Правда, года на два позже.

- Лев Константинович, ни за что не поверю, чтоб в такой «романтичной» атмосфере ни разу не сказались гены сарапульского городничего.

- Какие наши игры были? «Старики-разбойники», «12 палочек», лапта. Обязательно футбол. Начиная с консервной банки. Потом - тряпичный мяч. Недавно грамоту нашел. Оказывается, у меня был футбольный разряд. Играл в команде МХАТа. Капитан – Николай Озеров.

Ладно, вам признаюсь. Однажды сыграл в «русскую рулетку», чтоб не оказаться в глазах других трусом. Был у нас револьвер. Я же говорю, шпана московская! Сели вчетвером на чердаке. Кто предложил крутануть – не помню. Загнали один патрон в разболтанный барабан, крутанули, ствол к виску и - шпок! Каждый по разу. Я был последним. Тоже пронесло! Потом нажал курок еще раз, направив ствол вверх. И точно влепил пулю в крышу. На одно отверстие не докрутился патрон до моего виска. И только тут до меня дошло, как близки мы были к смерти. Нехорошо мне стало. Хотя внутреннее ощущение «Не струсил!» живет до сих пор.

А если бы струсил, отказался, стал бы шестеркой. К сожалению, детство, юность – вещь жестокая. Зато закалка – на всю жизнь.

Однажды я вызвал на дуэль критика, который написал рецензию на мой спектакль, не посмотрев его. Предложил самому выбрать оружие: хоть на кирпичах, на плевках, рапирах, пистолетах… Все найду! Не ответил. Струсил, мерзавец. Хотя письмо мое получил, я знаю.

Стараюсь никогда не быть равнодушным. Кого бьют – лезу заступаться. Если на женщину поднимают руку – вообще теряю самообладание. Одному в такой ситуации, не задумываясь, дал по башке гаечным ключом. Такой уж дурацкий характер. Ко мне нельзя обратиться - «Эй!» Только «Извините, пожалуйста…». И я с радостью сделаю, что угодно. «Эй» - окрик свысока. А я этого не переношу. Не только по отношению к себе, но и к другим. У меня сразу пелена на глазах: «В чем дело?»

Хотя несдержанность моя, наверное, качество нехорошее. Тут хвастаться нечем.

Лучше уж расскажу, как однажды играл в одном из самых роскошных казино. В Атлантик - Сити. Миллионер Трамп выстроил там гостиницу с куполами Тадж-Махала. Первый этаж – целое футбольное поле игровых автоматов. Грохот, монеты падают. «Надо попробовать! Вся же Америка здесь играет.» 10 долларов достал, тут же продул. С гордостью, что тоже сыграл. Зрелище тупое. Лучше заработать, чем дергать ручку автомата, надеясь поймать за хвост удачу. Видите, какой я скучный, правильный.

- Зато вы организовали оригинальный турнир с Юрием Никулиным. По розыгрышам.

- Какой там турнир?! Легенды.

- А все же?

- Приходит в театр письмо из Америки. На английском языке с роскошными марками: «Господин Дуров! Вы с господином Никулиным приглашаетесь на съемки в Голливуд. Ваши партнеры – Пол Ньюмен, Аль Пачино, Дастин Хофман.» Звоню Юре: «Нам приглашение из Голливуда!» - «Брось разыгрывать!» Иду к нему, благо, жил рядом с театром. Показываю письмо. Он посылает сына Максима посмотреть почтовый ящик. Тот приносит такое же письмо, адресованное ему. Жду неделю. Молчат американцы. Звоню опять: «Юра, из США никаких вестей.» -«Мне тоже». Уже хотел повесить трубку, он спрашивает: «Конверт далеко? Посмотри треугольную печать.»

А там английскими буквами, но по-русски: «СЧАСТЛИВОГО ПУТИ, ДУРАЧОК! НИКУЛИН.» Ну что тут скажешь?

Зато я его вызвал на пробы в Ленинград. Позвонил оттуда, изменив голос: «Юрий Владимирович, вы утверждены на съемки советско-шведского фильма. Половину картины будут снимать в Швеции. Нужны формальные пробы.» Он приехал. Ох, и матерился же потом на меня.

Как-то сдал я спектакль «Полонез Огинского». Встречаю Никулина во дворе. Как набросится на меня. «Такой-сякой, пригласил на премьеру пол-одиннадцатого. Прихожу. Говорят, спектакль уже закончился …» Народ собрался вокруг, наблюдают. Я перепугался. Не пойму, в чем перед Никулиным виноват? Не сразу и дошло – очередной розыгрыш. Игра слов: Полонез Огинского – пол-одиннадцатого…

Таких дружеских розыгрышей много было. Но Юрий Владимирович, конечно, лидировал.

Только не спрашивайте меня про личную жизнь. Если расскажу – будет уже публичная. Дочь, внуки. Все, как полагается. Нормально.

- Уже сами – дедушка Дуров. Как легендарный предок.

- А у меня прозвище Дед еще с Детского театра, где работал совсем молодым. Не знаю, кто придумал. Но так и закрепилось. Мои студенты за спиной всегда звали и зовут Дедом. Такая кликуха мне нравится. Значит, что-то мудрое во мне есть. А не только глупое.

А вообще, я уже музейный экспонат. Дрессировщица Наталья Дурова открыла музей династии. Там и мой портрет висит.

- Гордитесь?

- Представляете - я в музее?! Очень смешно. Хотя и чуточку грустно.»

Давно нет с нами Ролана Быкова, Юрия Никулина, Натальи Дуровой. А теперь ушел в Вечность и он, Лев Дуров. Очень, очень грустно.

Царствие Вам небесное, Народный Артист.

2

http://s5.stc.all.kpcdn.net/share/i/12/8891428/big.jpg

Лев Константинович Дуров, актёр театра и кино, театральный режиссёр, педагог.

Народный артист СССР.

Родился в Москве 23 декабря 1931 г.

В 1954 г закончил Школу-студию МХАТ.

Работал в Центральном детском театре, театре им. Ленинского комсомола.

С 1967 г и до последних дней - в Московском драматическом театре на Малой Бронной.

Снялся более чем в 200 фильмах.

Среди них - "Я шагаю по Москве", "Семнадцать мгновений весны", "Не бойся, я с тобой", "Москва - Кассиопея", "Д'Артаньян и три мушкетера", «Мастер и Маргарита», "Старики-разбойники", "Большая перемена", "Вооружен и очень опасен".

Был женат на актрисе Ирине Кириченко.
Вместе они прожили 53 года.
Супруга умерла в 2011 г.
Дочь – актриса Екатерина Ершова.

3

http://s1.best.kpcdn.net/msk/loss_2015/images/d8aa4a30-007e-4235-a1f8-f9ffefc50d1a__34-1101-durov-50.jpg

ТОП-5 ЦИТАТА ЛЬВА ДУРОВА

    Моё амплуа — это протест маленького человека против понятия «маленький человек».

    «Стариков нужно убивать в детстве» - говорят итальянцы. Смысл этого высказывания прост: нельзя позволять себе стареть. А надо изо всех сил стараться сохранять ребяческий взгляд на жизнь, чтобы смотреть на мир широко открытыми глазами.

Залихватскими идеями и поступками, которых от тебя никто не ожидает, можно продлить себе жизнь.

    Не знаю, кто придумал такую формулировку: «незаменимых людей нет». Не может быть такого! Каждый человек незаменим.

    Короли не считали зазорным дружить с актерами. Я, уверен, что и римский патриций почитал за честь подать актеру руку, но, с другой стороны, ему было на актера наплевать. Это обычное отношение власти к художнику.

4

https://retina.news.mail.ru/prev670x400/pic/03/12/image23034329_553c728fdef98ec348e439a2cea1b964.jpg


Лев Дуров: «Я благодарен Богу за то, что он дал мне такую долгую жизнь»

Это интервью любимый артист дал "Комсомолке" во время своих последних гастролей в Калининграде
  Накануне своего 80-длетия он приезжал в Калининград вместе с Ириной Муравьевой и играл спектакль «Аккомпаниатор».

«Хочу сбежать от своего юбилея»

- Лев Константинович, над чем вы сейчас работаете?

- Работа в спектакле «Аккомпаниатор» - моя пока что последняя работа, премьера. Сейчас же я начинаю работать в Театре на Малой Бронной над «Бурей» Шекспира. А еще в этом году у меня юбилей – 80 лет. Вот пока такие планы. А сейчас у меня в ежедневнике все расписано на дни и месяцы вперед. Недавно я был в Хельсинки, а вчера – в Выборге.

- Новые роли вам тяжело даются?

- Если это хорошо выписанные роли, то легко. А за плохие роли я и не берусь (смеется).

- Как вы учите новые роли?

- У актера есть три памяти. Первая – дальняя. Репетируешь спектакль и знаешь, что он может идти десять, двадцать лет. Вот у меня «Жиды города Питера» братьев Стругацких идут с 1991 года. Я могу любой монолог воспроизвести без труда.

Вторая память – подсознательная. Бывает, спектакль снимают, даже если он хороший. Просто выходят новые спектакли, и они старым уже на пятки наступают. И все равно я все свои роли помню. Вот спросите и меня, и я моментально начну молотить! Когда мне было 20 лет, я совершенно спокойно мог уже на второй репетиции откладывать в сторону текст, будь то Достоевский или Шекспир. Я уже все наизусть знаю! Сейчас-то, конечно, труднее…

Есть и третья память. Я называю ее «мусор». Это киношная память. «Мотор!», «Стоп!», «Снято!». Вот и все! Я тут же забываю свой текст. Голова его не удерживает. Он не нужен. Вот, скажут мне через два часа: «Давайте переснимем». А я уже не могу вспомнить, что было. Я скажу: «Давайте мне текст в руки, тогда будем снимать».

- Этот год для вас юбилейный. С какими чувствами подошли к дате 80 лет?

- Я всегда к датам с замечательными чувствами подхожу. Надо будет просто как-нибудь увильнуть от этого юбилея, чтобы никто не морочил голову, чтобы не было официоза, чтобы никто не поздравлял. Надо будет смотаться, убежать от юбилея!

- У каждого возраста есть свои достоинства и недостатки. Что вам в своем возрасте не нравится?

- Не нравятся возникающие болячки… Да и потом, когда я внутренне чувствую в себе силы мальчишки из Лефортово, который гонял голубей, а сам понимаю, что физически я уже не тот – это противно, неприятно (смеется). А, в общем – все нормально! Сколько есть, столько и есть! Слава Богу, что он дал мне такую долгую жизнь. Говорят, средний возраст мужчин в России – 58 лет. Я, выходит, уже перешагнул все пороги. А вы посмотрите, сколько молодых коллег и друзей уходит из жизни! Страшно и обидно становится. А я живу. Я попадал в разные ситуации. И мог много раз погибнуть. Ангел-хранитель меня бережет.

- Как вы думаете, почему сегодня нет уважения к старшему поколению, да, впрочем, и уважения друг к другу?

- Многие понятия заменились одним словом – деньги. Конечно, понятно, что без денег прожить нельзя и всем они нужны. Это при советской власти считалось, что нищета – это признак патриотизма. Это полная чушь! Человек должен жить нормальной жизнью и не унижаться, каждый день, думая о куске хлеба. Но когда все в жизни заменяется словом «Деньги», когда они становятся мерилом, то все рушится. Кино сегодня снимает тот, у кого есть деньги, хотя на это он никакого права не имеет. С точки зрения художественности. Он не художник, не профессионал, у него просто есть деньги. Вот он и набирает актеров, снимает кино... И ведь так – в каждой области нашей жизни!

Почему же так много людей уезжает за границу. Ученые, например! А уж наша профессия актера ТАМ не нужна. Американцы очень любят и ценят своих актеров. Они никого из наших не подпускают. Да, два-три наших актера поснимались в Голливуде… Да и то в фильмах так называемого класса «Б». И ведь все, на этом их карьера закончилась. Американцы любят своих. А мы своих не любим. Мы не уважаем. Все это – недоверие и неверие в человека - началось уже давно, с 1917-го, с 1918-го года. И так продолжается много лет. Мы – быдло. Мы – никто. Никто ни с кем не считается. И позиция такая не меняется.

- А изменится ли?

- Думаю, что на моем веку ничего не изменится. И не только деньги ведь во всем виноваты… Знаете, у Американцев тоже масса проблем. Однако же на каждом американском доме висит флаг. И ведь вешать флаги их не заставляют. Но они вывешивают. Иногда даже не один, а два флага. А нам до последнего времени запрещали вешать флаги даже на балконе! И знаете, как объяснили? Говорят, мол, чтобы никто не надругался. Отчего же такое недоверие к народу? Ситуация абсурдная.

О творческом зуде и зрителях

- Вы актер со стажем. Работали и в советское время, и в 90-е, и сейчас в строю. Меняется ли профессия актера и отношение к актерам?

- Да, да, меняется. И не в лучшую строну. Вот когда вы смотрите телевизор, в этих сериалах вы видите будущего Евстигнеева, Леонова, Никулина, Абдулова?

- Нет, не наблюдаю.

- Ну, вот и все! Сейчас все слишком скоропалительно. «Быстрее, быстрее!». Две серии в день снимают. Так что художественного там может быть? А все экономия-экономия-экономия, деньги-деньги. Нужно ведь сляпать двести серий! Потребительское отношение.

- Вы бываете на спектаклях в качестве зрителя?

- Да, все время хожу. Все смотрю! И когда я вижу спектакль неважный, у меня апатия, я расстраиваюсь и думаю: «Правильно ли то, что я – актер? Не угробил ли я свою жизнь? Не потратил ли я ее зря?» А когда я вижу замечательный спектакль, я думаю: «О, надо же завтра начинать новую работу. Работать как режиссер, как актер». У меня появляется творческий зуд, творческая зависть. Я хватаюсь, и начиная работать.

- Бывало, что вы уходили со спектакля?

- Нет. Всегда до конца смотрю. Тут другая ситуация. Когда на сцене играют мои коллеги и спектакль мне нравится, то после его окончания я иду за кулисы. И коллеги обижаются, если не прихожу к ним. А ведь если я не иду, то значит, мне не понравилось. А если пойти, то что сказать? Что-то вроде: «Ребята, вам вообще не стыдно? Вы, сукины дети, что вы делаете?» Поэтому я предпочитаю вообще не заходить за кулисы. Потому что кроме брани на губах, после плохого спектакля у меня ничего не остается. А зрители вокруг меня аплодируют! Только я не понимаю, за что!

- Зритель не тот пошел?

- Меняется эстрадный зритель. Вот был Аркадий Райкин. Люди в его зале УЛЫБАЛИСЬ. А теперь люди в залах РЖУТ. И это всеми поощряется. А почему? Да потому что ржущим народом легче управлять. Размышляющим и думающим управлять труднее.

А театральный зритель старается все же держать себя в рамках.

Кстати, зрителей, как и актеров, я делю на две категории: на талантливых и неталантливых. Вот, сижу я в гримуборной и смотрю на экране трансляцию того, что в зале происходит. И все ведь слышно! Когда в зале приглушенный гул ожидания – это одно. А когда в зале шум и крики: «Маня, ты на каком ряду сидишь?» Мне, как актеру, придется собирать внимание такой публики. Это вот неталантливый зритель (смеется).

«Мне снятся киносценарии»

- Вы любите праздник 8 марта?

- Для меня эти праздники смехотворны. Я всегда говорю: «Почему бы нам не положить восьмерку горизонтально? Так мы получим знак бесконечности. Что же мы отделываемся 8 марта тремя гвоздичкам?»

- Ваша любимая женщина-актриса?

- Из наших - Алиса Фрейдлих. Из зарубежных – Лайза Миннелли.

- Что пожелаете женщинам?

- Чтобы МЫ им доставляли поменьше огорчений.

- А мужчинам что посоветуете в связи с праздником 8 марта?

- Быть мужчинами, а не муд..звонами! (смеется).

- Зима закончилась. Какими были для вас эти три холодных месяца?

- Морозов-то немного было! И погода была в основном пасмурная. А когда солнца нет, это огорчает. А вообще, мне последнее время стали сниться… сценарии. Я просыпаюсь, а он у меня в голове! Я позвонил знакомому драматургу, он приехал ко мне и написал сценарий. И по нему мы сняли фильм «Егорушка» о двух ветеранах, которые угоняют собственный танк, который стоит на пьедестале. Так мы пытаемся бороться с властью в маленьком городке. А власть не знает, что с нами делать. А мы раскатываем по городу на танке! Такая вот история.

Потом мне приснился другой сценарий. Я его рассказал драматургу и он его записал. Хотели снять, а нам говорят: «Не формат!». Я спрашиваю: «А что формат? Выстрелы и кровь на стене?». Мне сказали: «Извините, да». Ну и я тоже извинился. Теперь наш замечательный сценарий лежит и ждет своего часа. Уверен, его время придет. Не пропадет работа. Это было бы не честно с точки зрения жизни

- То есть в судьбу верите?

- Да, конечно.

5

http://s9.stc.all.kpcdn.net/share/i/4/987356/normal.jpg

Лев Дуров: Не кавалерист, но циркач потомственный

Во многих интервью артист рассказывал, что авантюрным своим характером обязан кавалерист-девице Дуровой - своему знаменитому предку. Секрет родословной актера «Комсомолка» узнала из первых уст

  Для Республики Татарстан Дуров стал родным еще и потому, что с именем его связана одна из самых красивых историй из прошлого республики.

Артист часто вспоминал о своем родстве с кавалерист-девицей Надеждой Дуровой, которая 30 лет прожила в Елабуге.

Он был уверен, что своим авантюрным нравом должен быть благодарен именно этой барышне, которая успела не только примерить гусарский мундир, но и стала одной из самых известных поэтесс своего времени.

- Был в нашем роду сарапульский городничий Василий Андреевич Дуров, родной брат «девицы-кавалериста» Надежды, - рассказывал артист в беседе с корреспондентом «КП». - Редкий авантюрист. Готовый биться об заклад когда угодно и на что угодно. Идеей фикс у него было достать 100 тысяч рублей. Огромные по тем временам деньги. Для этого он разрабатывал самые несуразные проекты. Вплоть до того, чтобы украсть полковую казну. Или у Ротшильда выманить каким-нибудь макаром. У царя просил – тот не дал. Азартный до невозможности. В карты играл с утра до ночи. Между прочим, у самого Пушкина выиграл 5 тысяч. Александр Сергеевич очень восхищался нашим азартным предком.
Лев Дуров одинаково хорош как в театре, так и в кино.

Корреспондент «Комсомолки», услышав такой «исторический анекдот», решил проверить - а не разыгрывает ли его Дуров. Ведь всем известно, на розыгрыши Льва Константиновича в свое время даже Юрий Никулин попадался. Проверил. Оказалось, действительно, Пушкин о картежнике-городничем трогательно писал. И даже помогал.

- А я на бега не хожу. Карты тоже не люблю, - продолжил свой рассказ артист. - В шахматы отец хорошо играл, а я так и не научился… Азартен только в профессии. Занят сразу в трех театрах. Театр Чехова - играю Полония в «Гамлете». Театр современной пьесы - спектакль «Все будет хорошо, как вы хотели». Вместе с Ириной Алферовой. И родной театр на Малой Бронной – генерал Иволгин в трилогии «Идиот». Плюс съемки в кино. Если бы не был азартным, от чего-нибудь обязательно отказался бы.

В беседе с "КП" Лев Константинович раскрыл интереснейшие факты своей биографии.

Вот только в Елабужском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике уже давно заявляли, что потомки Льва Дурова, скорее всего, к кавалерист-девице отношения не имеют. Но близки они к не менее знаменитой династии.

- Действительно, Лев Константинович не раз говорил о своем родстве с Надеждой Дуровой, я и сама об этом читала, - рассказала в беседе с «КП» научный сотрудник музея кавалерист-девица Надежда Римушкина. - Но пока, при исследовании родословной наших Дуровых и цирковых, что корнями уходят в дворянство, еще в эпоху Ивана Грозного, пока пересечений «веточек» мы не нашли. Есть, конечно, кое-какие не до конца исследованные страницы родословной, и, возможно, совсем скоро мы найдем документальные доказательства родства.

Очень помогли бы близкие Льва Дурова, если бы поделились документами, отмечают в музее. Но, к сожалению, ни на одно из собраний, посвященных родословной кавалерист-девицы ни артист, ни его родные пока не приезжали. Хотя музейные работники не раз высылали приглашения.
Роли артиста каждый из нас знает наизусть!

Как бы там ни было, сегодня мы готовы с уверенностью заявить, что любили Льва Дурова не потому, что он был предком кого бы то ни было. А просто потому, что он был - удивительный, талантливый, решительный, добрый и, главное, близкий каждому из миллионной армии своих поклонников...

КСТАТИ:

Детство Льва Дурова прошло в районе Лефортово в Москве. Родители актера Константин и Валентина Дуровы часто получали нарекания на сына: он нередко получал двойки и очень часто дрался. Неоднократно его исключали из школы. Отец не был слишком строгим, никогда не кричал, не ругал Льва, в наказание просто не разговаривал с сыном.

Из воспоминаний Льва Дурова:
«Правда, лучше бы он ругался. Его молчание было самым страшным наказанием, поскольку я его очень уважал». Дуровы жили на территории Лефортовского музея. «Комнаты, вероятно, в своей прошлой жизни были стойлами. Выглядели они странно: длинные, узкие, словно пенал. Один туалет был на сорок коммуналок», вспоминает Лев Константинович.

6

«Нужно до конца смотреть на мир открытыми глазами»

Лев Дуров часто давал интервью «КП». Вот несколько запоминающихся цитат

«Постоянные разъезды - замечательный режим для артиста. Было бы гораздо хуже, если бы маялся от избытка свободного времени. К счастью, я на редкость востребованный актер».

***

«Как-то я ездил в Белград на обследование к одному профессору. Он сказал, что сердце нужно «почистить», и уложил меня на операционный стол. Я от этого процесса получил колоссальное удовольствие. Общий наркоз делать не стали, поэтому я мог в течение всей операции видеть на экране, как врачи с помощью умных инструментов лечат мое больное сердце».

***

«На мне все заживает как на собаке. Вот видите, поранил палец? Это я в самолете две недели тому назад закрывал дверь и случайно отрубил себе полфаланги. Да еще на месте травмы получился открытый перелом. И ничего... Через полчаса после того, как замечательный врач в больнице города Электросталь выправил мне перелом и сделал операцию, я уже играл спектакль. Смешной такой этот хирург, молодой и очень серьезный, наложил последний шов, забинтовал мне палец и говорит командным тоном: «А теперь идите, артист, играйте». Я послал даже благодарственную телеграмму в эту больницу за операцию, которая сразу вернула к работе».

***

«В жизни бывает так, что кончается ресурс и человека списывают. На эту тему есть итальянская поговорка: стариков нужно убивать в детстве. Смысл ее в том, что нельзя стареть, нужно сохранять детский взгляд на жизнь и до конца дней смотреть на мир открытыми глазами. Именно когда сопротивляешься старению, рождаются мальчишеско-залихватские идеи, и неожиданными поступками продлеваешь себе жизнь».

***

«Буря» Шекспира, в которой я играл Просперо, сложна и до конца не разгадана. Хотя идея ее понятна: мщение - не лучший способ решения проблем, оно несет зло и разрушение. Нужно быть милосердней».

***

«Если нет мандража - ты уже не актер. Когда я работал в Центральном детском театре, у нас был замечательный артист Евгений Перов. Однажды перед выходом на сцене слышу за спиной странный звук - как будто бы зубами клацают. Это у Жени зуб на зуб не попадал от волнения, хотя он был актером, которому подвластно все, от комедии до трагедии... Так вот, я хоть зубами не стучу, но мандраж порой испытываю».

7


Лев Дуров: Мой троечный школьный аттестат напоминал сплошные женские бюсты

Замечательный актер в интервью в Ярославле рассказал, как попал в профессию, о друзьях, о своем отношении к мату и современных книгах и сериалах

Народного артиста СССР Льва Дурова не стало в ночь на 20 августа. Театральный критик, профессор Ярославского театрального института Маргарита Ваняшова вспоминает о своей встрече с Львом Дуровым. Произошло это в 2004 году. Лев Константинович привез в Ярославль на Волковский фестиваль спектакль театра на Малой Бронной «Дети?!». Маргарите Георгиевне посчастливилось пообщаться с замечательным актером, она взяла у него большое интервью. Маргарита Ваняшова разрешила нам опубликовать их беседу.

На гербе Дуровых написано: служение Отечеству

Аристократы, разночинцы, ПТУ

- Как вы определили свой актерский путь?

- Мой троечный школьный аттестат напоминал сплошные женские бюсты, сверху донизу. С таким аттестатом куда? Только в театральный. Поступал, как все, сразу в два. В Вахтанговское училище и в Школу-студию МХАТ. МХАТ понравился больше. Знаете чем? Портретами. Я ходил, смотрел на стены: Тарханов, Москвин, Качалов, Тарасова… Я на них смотрел как на святых, которые создали грандиозный театр. Какая-то иногородняя девица сказала мне:"Дуров, о вас шёл спор: мол, маленького роста..." И вдруг вскидывается Топорков: "А я какого роста? А Грибов какого роста? Вы что с ума сошли, что ли! Стоящий парень!" И меня приняли.

Вспоминаю предпоследний тур. Сидело много мхатовских корифеев, и был Сергей Капитонович Блинников, который потом был руководителем моего курса. Их было двое: Сергей Капитонович Блинников и Георгий Авдеевич Герасимов. Это совершенно разные люди: Георгий Авдеевич был педагог, вышибал жлобство, прививал культуру, а Сергей Капитонович — режиссер-постановщик. Это было сочетание грандиозное, поэтому многие с нашего курса стали известными артистами. Была в те годы мода на простых ребят. А проще меня уже никого не было, по-моему, из тех, кто приходил на консультации и на туры. И ходил один только среди нас пижон в роскошном костюме и с роскошным галстуком, все подходил ко мне и говорил: «Ой, ты еще здесь? А я думал, ты уже во МХАТе работаешь». Ну, конечно, мне хотелось вмазать ему, но, думал, неудобно, портреты мешают. На голубятне я бы с ним разобрался. Его потом срезали. На экзамене он сказал: "Я сейчас вам прочту монолог Сатина" (с ударением на букве «и»!). И Сергей Капитонович ему неожиданно: "А монолог трикотажа не знаешь, нет, милый?!" И судьба его была решена. А меня взяли.

Мы сами делали декорации для этюдов. Пожарные делали обход, а мы залезали под сцену, ждали, когда все уйдут, и начинали репетировать. Надо сказать, что у нас богемной жизни не было. Мы вкалывали. Когда я учился, я входил утром в Школу-студию. - Олег здорово, Мишка, здорово! Танька, здорово!

Олег – это Табаков, Мишка – Казаков. Танька – Доронина. Олег – здорово! Это Басилашвили. Олег, здорово! Это Борисов. Женька, здорово! Это Евстигнеев. Вот какая компания собралась на четырех курсах. Только на нашем - Леонид Губанов, Михаил Зимин – народные артисты, Олег Анофриев, Леонид Харитонов...

Потом, через много лет я выпускал курс в Школе-студии МХАТ...

- А какое у вас сегодня, в наши дни ощущение от образования?

- Ощущение? У меня такое ощущение, что ныне ушло поколение былых аристократов образования – и не только из театра. Уже мы были — разночинцы. А нам на смену идет ПТУ. Я часто смотрю выпускников – и у меня слезы на глазах, от разочарования. И я думаю – они не виноваты. Молодые никогда не бывают виноваты. Молодые всегда правы – информации больше, умнее, все идет вперед. А культура потихоньку отступает, исчезает. На смену идет другое – клипы, барахло, сериалы. Сдержать очень трудно, потому что на этом зарабатываются огромные деньги. То, кто поставляет эту продукцию, не задумываются над тем, что у них есть дети, внуки, и что им останется? Им важно построить дворец с башнями и клипами на три этажа. – А как вы собираетесь с этим бороться? – спрашивают меня. А как я могу бороться? Они на нас с танками и ракетами, а я могу стрелять только из пипетки.

Школа-студия МХАТ прививала культуру. Не только познанием азов профессии, а самим отношением к театру. Во МХАТе был какой-то особый воздух. И педагоги были грандиозные.

Вьется по ветру Веселый Роджер

- В знаменитом сериале Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» я не хотел сниматься. Я когда прочел сценарий, понял, что единственный персонаж, кого Штирлиц убивает - это мой Клаус. Думаю: - На кой черт мне это нужно. Гадость какая - провокатор.

Думаю, Лиознова – женщина серьезная. Надо мотивированно отказаться. Откуда рождаются провокаторы, каким образом? Я понимал, что это за человеческая природа. Когда человек несостоятелен, он начинает мстить. Вместо того, чтобы найти себя в деле, он говорит: мне недодали, недоплатили, но я вам покажу. Я уже тогда Яго сыграл на Малой Бронной, в родном театре. За что Яго ненавидит Отелло? Черный – а генерал, Дездемона – красавица, а моя жена Эмилия – простушка. И клубок ненависти нарастает. Яго думает, что если запустит интригу, кого-то уничтожит, то это его поднимет. Так и с Клаусом было. Штирлиц его спрашивает: - А вы не пробовали писать? Ответ: - Нет. Мне стало понятно - собирался стать писателем, таланта не хватило, и тогда решил: вы меня не признаете, я вам покажу.

У меня была смешная история. Мне с моим Клаусом предстояло ехать на съемки в Германию, в ГДР. Я не знал, что такое выездные комиссии. Я впервые ехал за границу. Лиознова мне говорит: - Завтра обязательно в райком. – Я отвечаю: я не член партии. – Неважно. Для того, чтобы поехать в ГДР, (где тебя Тихонов застрелит), надо на комиссию в райком. На ковер. Я не знал, что на ковер – это буквально. Огромный стол, тети с пышными прическами, дяди в черных костюмах с черными галстуками. И коврик. Они говорят: - Пожалуйста. Меня первым вызвали. По алфавиту - Дуров. Евстигнеев. Плятт.

Я стою. Они смотрят на меня, молчат.

– А вы мне сесть не предложите? - спросил я.

В ответ гробовая тишина. Потом вопрос: - Опишите флаг Советского Союза.

Мне сразу стало плохо. Тетя-Мотя, ты меня, гражданина страны, просишь описать флаг как ненормального. Какому идиоту в Америке придет в голову спросить актера, едущего в Европу: - Опиши флаг Америки.

Я говорю: - Черный фон, белый череп, две скрещенных берцовых кости, называется Веселый Роджер.

В комиссии наступил паралич. На меня смотрели волчьими глазами. Новый вопрос: - Перечислите союзные республики и назовите их столицы. Я ответил: - Малаховка, Таганрог, Кривой Рог, Магнитогорск, все, что в голову пришло. В ушах пульсировало. Думаю, сейчас крикну: - Кретины!

Последний вопрос: - Перечислите членов Политбюро. Мне совсем плохо стало.

- Я никого не знаю.

-Вы свободны.

- Наручники снимать не будете? - спросил я, выходя.

Лиознова звонит. - Что вы натворили? Вас вычеркнули из списка!

Директор театра звонит. - Левочка, что вы делаете, вы у нас первый невыездной!

Лиознова в обморочном состоянии. – Вы теперь на пять лет невыездной! Я ей говорю: - У вас два выхода. Найдите другого актера. Татьяна, зачем мне ехать в Германию, пусть Тихонов застрелит меня здесь! Я хочу быть похороненным на родине. На том и порешили. Нашли озерцо возле Московского университета, на горах, там Тихонов меня и застрелил.

Дружба – тяжелая работа

- Как вы относитесь к друзьям. И к дружбе?

- Однажды поругался с Элемом Климовым, царство ему небесное. И мы сидели, болтали, мои собеседники говорили о дружбе, о высоте чувства. Я сказал: – Перестаньте. Дружба - тяжелая работа, настоящая, в ней надо быть тружеником. Позвонит друг в три часа ночи, бросай все и поезжай к нему. Не каждый на это способен. Однажды поэт Михаил Светлов позвонил другу и сказал – Послушай, какое я написал замечательное стихотворение. – Тот вскричал: - Миша ты с ума сошел. Три часа ночи! - Прости, я думал, дружба - явление круглосуточное. И больше никогда не звонил.

Таких друзей у меня не так уже много, но человек пять, шесть, десять найдется.

- Что вы прочли в последнее время?

- Перечитывал детально рассказы Чехова. Я однажды проснулся и думаю надо перечитать «Спать хочется», «Ионыч», «Крыжовник». К сожалению, читаешь выборочно. У меня квартира завалена пьесами. Много графоманов, которые считают, что мне нужно все прочитать. Звонят. Настаивают.

Из современных писателей, даже тех, кого хвалили, того же Владимира Сорокина я не понимаю, я говорю так: - «Я помню чудное мгновенье» Пушкина могу прочитать в любой аудитории. Первые три строчки поэмы Владимира Сорокина я не могу прочитать не только при женщинах, не могу и при мужчинах, даже самому себе не могу прочитать. Глаза видят, но вслух я их произнести не могу. Хотя слова знаю, я родился в Лефортово, много времени проводил на голубятне, адреса все знаю, куда можно послать. Когда переступают грань и ради бравады в текст (или в спектакль) вставляется мат, меня коробит. Это – разрушение, а не созидание. Разрушение вкуса, сердца, души. Низостями легко привлечь. Я не ханжа, не чистюля, но искусство есть и искусство, литература - литература, поэзия – поэзия. Пачкать это не надо.

Беседовала Маргарита ВАНЯШОВА.

ДОСЛОВНО

Династия Дуровых

Наша династия началась в 1540 году, с полковника Афанасия Дурова, героя Колыванского похода, потом была девица Надежда Дурова, кавалеристка, адъютант Кутузова, участвовавшая в войне 1812 года. И только после – Анатолий и Владимир Дуровы. Шестую часть Общего Гербовика Всероссийской империи занимает родословная потомственных дворян Дуровых. Мне говорят: - Мол, пора в Дворянское собрание вступать. Я отвечаю: мое лицо протестует. Да и нынешнее Дворянское собрание – смешная игрушка. В спектакле «Дети?!» на сцене висит в овальной раме портрет моего деда по маминой линии, он был купец-обувщик, поставщик двора его императорского величества. Мои предки свое дело честно сделали, на гербе Дуровых недаром написано – «Служение отечеству», Дуровы служили Российскому престолу и жалованы были от государей поместьями. Родословная славная, это приятно. Это история, которую надо знать и почитать. Родословная родословной, но ведь надо же самому делать свое дело. Разумеется, мы все про себя знаем, у нас есть все книжки и Натальи, и Надежды Дуровых.


Вы здесь » Актеры кино, театра, эстрады » Русские и Советские актеры » Дуров Лев Константинович