Актеры кино, театра, эстрады

Актеры кино, театра, эстрады

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Филип Жерар

Сообщений 1 страница 10 из 24

1

Жерар Филип

Gérard Philipe

http://s013.radikal.ru/i322/1012/9f/8c586aabafbd.jpg

Французский актер.
Родился 4 декабря 1922 года в Канне, Франция.

Всё складывалось счастливо в жизни у этого человека. Добрые, внимательные родители, дружная семья. Мальчика готовили к профессии отца - юриста. Но... сын увлекся театром.
Быстрый, стремительный успех актёра. Счастливый - что не так уж часто бывает в этой среде - брак. Двое детей... И внезапный конец в 37 лет. Однако и за этот короткий период Жерар сумел сделать многое.

Жерар Филип вёл большую общественную работу в Союзе актёров, который он возглавлял продолжительное время.

...Он сразу занял ведущее место в театре, а позднее и в кино. Добился этого актёр не скандальными сенсациями, не рекламными трюками и не претенциозными интервью. В печати редко появлялись заметки о его личной жизни. Он был человеком скромным, жил замкнуто и никогда не давал повода для газетных сплетен о себе.
Первой крупной ролью Жерара в кино был князь Мышкин в экранизации "Идиота" Достоевского в 1946-м году.
Девять лет отдал Жерар Филип работе в Национальном народном театре (ТНП). Здесь впервые сел за режиссёрский столик. равный среди равных - таков он в воспоминаниях его товарищей по театру. Он получал такую же зарплату, как и все, хотя был занят несравненно больше других. И хотя он много зарабатывал в кино, никто не мог сказать, что это была погоня за заработком. Именно поэтому после его смерти выяснилось, что он умер бедняком.

Прожив после операции только 20 дней, Жерар тихо скончался 25 ноября 1959 года.

Франция хоронила Жерара Филипа в чёрно-бело-красном костюме Родриго (главный персонаж пьесы Корнеля "Сид"). Скромная могила в его имении "Раматюэль" на юге Франции стала местом паломничества. Для всех, кто помнит актёра, - он навсегда останется воплощением прекрасной романтики, порыва, влюблённости в жизнь...

Театральные работы

Ангел - в пьесе Жироду "Содом и Гоморра", театр Эберто;

Калигула - в пьесе Камю "Калигула", театр Эберто;

Родриго - в пьесе Корнеля "Сид", театр "Ателье".

Призы и награды
Премия Брюссельского кинофестиваля за роль в фильме "Дьявол во плоти" (1947)

2

Мадам Мину Филип разложила таро и недоуменно вгляделась в карты. Господи, да он не только не увлечен - он холоден как лед, любви тут нет и в помине! Мадам Филип поежилась. Она совершила недозволенное: Жерар раз и навсегда запретил матери раскладывать на него таро.

Автор: Александр Кучкин

Сайт: People's History
http://s61.radikal.ru/i171/1012/43/bfb417268290.jpg

Статья: Журнал "КАРАВАН ИСТОРИЙ", март 2000

Но Мину не терпелось узнать, выйдет ли у сына что-нибудь с этой ослепительной красавицей Марией Казарес. Тем более что пара они - просто загляденье! Не может быть, чтобы Жерар не был влюблен. Пожилая женщина, сердито перетасовав колоду, раскинула карты заново. И снова то же самое: "Не любит!" Мадам Филип убрала карты, потом нехотя встала и вышла на улицу ("подышать римской жарой", как она любила повторять). Это Жерар вытащил ее в Рим, в эту невыносимую духотищу, чтобы она развлекала его во время затянувшихся съемок "Пармской обители". Тем более что пара они - просто загляденье!

Тем временем в местечке Римини на живописном морском берегу Жерар играет с очаровательной Марией в салочки. Осалив, он прижимает ее руку к груди и смотрит ей в глаза долгим выразительным взглядом. "Сегодня?" - едва слышно произносит он. В его голосе - надежда и нежность. Мария давно уже покорена обаянием Филипа, однако каждый день под разными предлогами оттягивает момент близости. И главным образом потому, что у нее уже есть жених, актер Жан Серве, Но сопротивляться огромным чистым глазам Жерара, его трогательной, почти женственной нежности выше ее сил...

...В день отъезда в Париж мадам Филип не выдержала и сама подошла к Марии - в последние дни ей стало казаться, что девушка ее избегает. "Мария, вы с Жераром такая чудная пара! Знайте, я буду просто счастлива, если..."- начала было мадам Филип. И вдруг... "Ваш сын - чудовище!" - выпалила Мария и, заливаясь слезами, убежала прочь.

"Мой Ангел - чудовище?" - Мадам Филип долго не находила себе места от обиды. Мину уже привыкла называть Жерара Ангелом. Так повелось с первого его спектакля в 1942 году - "Содом и Гоморра", в котором двадцатилетний Филип действительно сыграл ангела на подмостках небольшого, но модного парижского театра.

Постановщик спектакля Жан Жироду утвердил на роль никому не известного юнца, едва закончившего театральные курсы в Ницце, практически сразу - и не прогадал. После премьеры к молодому актеру пришли успех и имя. Он стал Жераром Филипом.

Однажды, спрятавшись в кулисе, Жироду восхищенно наблюдал, как сошедший к людям Ангел Содома вопрошает со сцены: "Есть ли здесь чистая вода? Я жажду!" "Поистине более убедительного Ангела не найти", - подумал Жироду и вдруг услышал девичьи стоны. Обернувшись, он увидел, как Ангел, лишь секунду назад покинувший сцену, с яростным вожделением тискает свою подружку Бернадетт Ланж. Девушка почти кричала - похоже, Филип причинял ей боль. Однако, судя по всему, Жерара эти крики только распаляли. С трудом оторвавшись от Бернадетт, Ангел снова выбежал на подмостки, и белое обтягивающее трико актера наглядно продемонстрировало публике его вполне плотские желания. Заметив это, Жироду взвился от возмущения и чуть было не выскочил на сцену, чтобы увести Жерара и не позориться. Кстати, Бернадетт после этой истории строго запретили появляться за кулисами.

Конечно, ни о чем подобном мать и не подозревала. Поджидая сына из театра, Мину Филип всегда с улыбкой думала, что ее Ангел возвращается в рай. Действительно, торопливо сбросив с себя библейские одежды, Жерар спешил по темным холодным улицам оккупированного Парижа к себе домой, в "Пти Паради" (в пер. с фр. - маленький рай) - бывший отель, во время войны переделанный в пансион для актеров, который держал Марсель Филип, отец Жерара. Здесь обитали Симона Синьоре, Ив Аллегре, Жак Динан, Даниэль Желэн, Симон Сильвестр... В большой старомодной столовой еда подавалась как в праздники. К полуночи, когда со столов было уже убрано, Мину, увлекающаяся гаданием и спиритизмом, вызывала духов. У Жерара имелось особое хобби: в своей мансарде каждый вечер после спектакля он вовсю веселил друзей, расположившихся вокруг него на полу. Конек Филипа - мистификации и фарсы, вот только бесчисленные розыгрыши Ангела, как правило, на удивление жестоки. Так, 11 марта 1942 года полиция сообщила, что из тюрьмы бежал опасный преступник, зловещий доктор Петио. В ту же ночь в мансарде Жерар, еще не успев стереть ангельский грим, звонит матери одной из своих подруг: "Мадам Мелинанд? Это полиция. Мы следим за бежавшим доктором Петио, и наши информаторы сообщили, что он движется по направлению к вашему дому..."Дальше следует распоряжение: открыть окна и двери, чтобы привлечь убийцу - мол, полицейские схватят его, как только он войдет в квартиру... Результатом "невинного" развлечения был тяжелейший сердечный приступ обезумевшей от страха престарелой женщины.

Откуда в Жераре эта жестокость, о которой не догадывается даже его мать? Вполне возможно, что от отца, сумевшего внушить мальчику, как важна в жизни хитрость - впрочем, сам Марсель Филип называл это качество умом. Разбогатевший на сомнительных сделках в родном Грасе, месье Филип был человеком сметливым и не слишком разборчивым в средствах. Влиятельный член фашистской лиги Железного креста на Лазурном побережье, он воспринял приход к власти Народного фронта в 1936 году как катастрофу. Сыновей - старшего Жана и младшего Жерара - Марсель воспитывал жестко: малейшие проявления "слюнтяйства" подавлялись мгновенно. Отец мог, например, сообщить Мину и Жерару, что Жан пропал, и любоваться их лицами, не забыв прикрикнуть на жену, чтоб не плакала, и на сына, чтоб "спрятал сопли в карман".

К счастью, большую часть времени отец отдавал заботам своего бизнеса, и мальчики находились в нежных и заботливых руках Мину. Их всегда видели втроем. На всех снимках того времени оба мальчика в одинаковых каскетках, брючках и пальто держат за руку улыбающуюся Мину. Однажды они даже умудрились вместе заразиться скарлатиной и болели, лежа в одной комнате. Жан смастерил нечто вроде подвесной вагонетки на бечевке: с ее помощью они передавали друг другу игрушки, записки и книги, так как доктор строго-настрого запретил всем троим вставать с кровати.

Увы, для бедной Мину нормальная жизнь остановилась в октябре 1944 года, когда ее муж был арестован по обвинению в коллаборационизме. Однако папаше Марселю повезло: к тому времени его Жерар уже стал известным актером, а главное - у сына оказалось множество друзей и поклонников среди участников Сопротивления. С огромным трудом Жерару удается почти невозможное: он добивается условного освобождения отца из-под ареста до суда. И все же французские власти вскоре вынесли Марселю Филипу короткий и безжалостный приговор - высшая мера.

Осуждение состоялось заочно - еще до вынесения приговора Марсель исчез. Куда? Этого Мину не знала.

Старший сын Жан обзавелся семьей во французской провинции, а Мину поселилась с Жераром в небольшой квартирке в центре Парижа, на улице Токвилль. Красные обои, самовар, вычурная медь, выставка безделушек, кукольная кухня и сентиментальные абажуры, на которых посетители оставляли свои автографы. Обоих - и мать, и сына - не покидало грустное чувство, что по сравнению с домом, которого они лишились после побега отца, все это - лишь жалкая пародия на семейный очаг. В крошечном алькове за пурпурной занавеской мадам Филип принимала посетителей: теперь она считалась модной гадалкой, и вся парижская богема ходила к ней узнать будущее.

...Карты не врали - Жерар и Мария расстались. Как все-таки странно и страшно - уметь предвидеть судьбу! Сколько раз Мину обещала себе не раскладывать таро на близких. И не могла удержаться. Однажды, загадав на карьеру Жерара, она вытащила карту дьявола и не на шутку перепугалась. И что же? Буквально через пару недель Жак Сигур предлагает Жерару роль Калигулы. Подумать только - после Ангела перевоплотиться в это чудовище! Правда, сам Жерар просто изнывал, до того ему хотелось получить роль кровавого римского тирана. Он ее не только получил - роль стала вершиной его юношеской карьеры. Театральный Париж ломился на Калигулу-Филипа, и Мину помнила, что после тех спектаклей Жерар возвращался домой словно полубезумный. Она даже требовала, чтобы сын бросил роль, всерьез опасаясь за его рассудок и искренне считая, что образ Калигулы противоречит ангельскому естеству ее мальчика.

Жерар действительно работал до изнеможения. На сцене и на съемочной площадке, где проходила вся его дневная жизнь, он не позволял себе никаких поблажек. И в конце 1947 года его близкий друг Жак Сигур не без труда уговорил Филипа прокатиться отдохнуть в Большие Пиренеи: там у подруги Сигура Анн Николь Фуркад имелся маленький двухэтажный домик, спрятанный в живописной долине. Анн, живая, тоненькая как тростинка, с огромными, в пол-лица, темными глазами, встретила Жерара так приветливо, будто они были знакомы сто лет. Обычно бесчисленные поклонницы и приятельницы Жерара обращались со своим кумиром по-другому. Анн же, напротив, казалось, была сама естественность. Ему нравилось и то, что она не актриса, а режиссер документального кино, и то, что она на пять лет его старше. По вечерам все уютно располагались у камина, и однажды Анн показала Жерару свой семейный альбом. Вот это - она сама, а это - ее муж, кстати, очень известный синолог Жак Фуркад. А вот это - их сын Ален. А на этом снимке они все втроем болеют ветрянкой... "Но нам все равно было так весело! - вставил сидящий тут же десятилетний сынишка Анн. - Мама придумывала столько смешных игр!" Жерара словно ударило током. Вот кого Анн так мучительно напоминала ему: собственную мать, Мину, какой она была в его далеком детстве. А этот мальчик, Ален, с обожанием смотревший на мать, - вылитый он, Жерар. Филипу вдруг остро захотелось вернуть ту счастливую семейную атмосферу, сидеть с Анн у камина, как когда-то они сиживали с Мину.

Жерар не был влюблен: им скорее овладела какая-то неумолимая настойчивость ребенка, требующего понравившуюся игрушку. Как безупречный актерский этюд, он разыграл перед Анн любовную страсть; все как полагается - взгляды, "случайные" прикосновения рук, вздохи, романтические прогулки в горах и, наконец, пылкое признание. Пожелав заполучить Анн, Жерар уже не мог и не хотел мириться с мыслью о том, что у нее есть муж; его приводила в бешенство мысль, что всего через несколько недель его Анн уедет на целый год в Нанкин, чтобы присоединиться к месье Фуркаду, заведующему там культурной миссией при французском посольстве. Совершенно покоренная Жераром, Анн уехала в полном смятении чувств: с супругом у нее всегда были прекрасные отношения, и тот совершенно не заслуживал ни лжи, ни измены.

Весь год почти ежедневно Филип бомбардировал Анн умоляющими письмами: "Я знаю, что у тебя есть дом и я не вправе его разрушать... И все же я прошу твоей руки...", "Тебя никто никогда не будет любить так, как я".

Конечно, он добился своего. По возвращении в Париж Анн попросила у мужа развода.

Бракосочетание Жерара Филипа и Анн Фуркад состоялось в ноябре 1951 года и прошло очень скромно. Жерар съехал с квартиры Мину и поселился с женой в трехэтажных апартаментах напротив Булонского леса. На огромном широком балконе Жерар собственноручно установил клетку с двумя голубями - символом их нежной любви. К ним часто захаживали немногие избранные друзья: Рене Клер с женой, писательница Марианн Бэккеро, поэт Пьер Пишетт. Жерар ставил им свои любимые джазовые пластинки, Анн играла на пианино. Осиротевшая Мину тоже время от времени навещала сына, тем более что невестка ей сразу приглянулась. Однако Мину весьма удивил тон, которым Жерар разговаривал с Анн. Он называл себя в третьем лице и всегда своим детским именем: "Жеже хочет есть", "Жеже устал". "Жерар, - осторожно сказала Мину сыну, - поверь мне, так не разговаривают с женщиной, с которой делят постель". А про себя мадам Филип подумала: "Господи, неужели Жерар еще такой ребенок! Тоже мне "первый любовник поколения"!" (Именно так французская пресса теперь называла Жерара Филипа.)

В отличие от жен других кинозвезд Анн Филип никогда не ездила с Жераром на съемки. Ей это даже в голову не приходило. Зачем? Она целиком и полностью доверяла своему Жеже. За Филипом не было замечено ни единого романа на съемочных площадках. Случай редкий - тем более учитывая тот факт, что в Жерара, словно повинуясь неумолимому закону природы, влюблялись все его партнерши до одной. Роскошная Джина Лоллобриджида, снимавшаяся с Филипом в "Фанфан-тюльпане", тщетно пыталась хоть как-то расшевелить "первого любовника". Другая известная красавица, Мишель Морган, во время съемок "Гордецов" и "Больших маневров" не менее тщетно приглашала Жерара на ужин в уютный ресторанчик... к себе в номер на чашечку чая... на дальнюю прогулку. "Увы, не могу", - следовал неизменный ответ. Взгляд Жерара словно бы потухал, когда выключали софиты, становился стеклянно-непроницаемым. Где бы ни происходили съемки, везде повторялась одна и та же схема: отработав положенные часы на площадке, Жерар немедленно испарялся до следующего дня. Дружбы с членами съемочных групп актер никогда не заводил, строго соблюдая дистанцию в отношениях с людьми. Тем не менее поклонники актера были вне себя от удивления и возмущения, когда знаменитая Даниэль Дарье, партнерша Филипа по картине "Красное и черное", заявила в одном из интервью, что сниматься с Жераром - все равно что играть перед каменной стеной: все его чувства стерильны, а сам он внутренне абсолютно холоден.

Семейная идиллия четы Филип впервые оказалась нарушенной, когда однажды Анн получила очень странную телеграмму. Она была дома, целиком поглощенная заботами о крошечной дочурке Анн Мари, родившейся в декабре 1954 года. Жерар только-только уехал на съемки во французскую провинцию.

Почтальон долго и пространно извинялся в дверях: какие-то неполадки на почте, и срочную телеграмму для месье Филипа получили с опозданием. Правда, пришла она на адрес театра, но поскольку труппа на гастролях, то его попросили отнести послание месье Филипу домой. Расписавшись за мужа, Анн прочла следующее: "Встретить не смогу. Адрес прежний. Жду. Марс". Телеграмма отправлена из Барселоны. При чем здесь Барселона? И кто такой Марс? Анн снова и снова читала загадочный текст, не понимая, в чем дело. В конце концов она позвонила своей свекрови Мину.

Та тотчас пришла, прочитала телеграмму и, побледнев, тяжело опустилась на стул. Марс было семейное прозвище ее мужа, Марселя Филипа. С тех пор как он скрылся после вынесенного ему смертного приговора, Мину не получала от мужа никаких известий. Карты показывали, что он жив, и только. С тяжелым сердцем, с трудом подбирая слова, Мину пришлось рассказать невестке о трагедии их семьи - кто такой, за что и от кого скрывается Марсель.

О чем говорила Мину с сыном после возвращения Жерара из Испании, никто не знает. Но через несколько дней, решительно сев за руль своей маленькой машины и никому не сказав ни слова, пожилая женщина отправилась в Барселону - навестить бывшего мужа. Как ни странно, они встретились тепло. Марсель не бедствовал, и дела его подпольного бизнеса шли очень неплохо. Мину не поверила своим ушам, услышав, что не кто иной, как ее "ангелочек" Жерар, невзирая на смертельную опасность, помог Марселю организовать бегство в Испанию и лично проводил на машине до самой границы. Все эти годы они тайно общались, Жерар часто навещал отца. Услышав об этом, Мину расплакалась. "Ты всю жизнь считала себя хорошей матерью, - раздраженный ее слезами, закричал Марсель, - а что, собственно, ты знаешь о своем ангелочке?! Семья, жена, детишки... - издевательски передразнил он жену. - А известно ли тебе, например..." Притихшая Мину с замиранием сердца слушала о бесчисленных любовницах, которые были у Жерара в Испании, о том, как частенько, переодевшись и загримировавшись, чтобы его не узнали, Жеже навещает знаменитый местный бордель, и не верила своим ушам. У Малыша - так называл сына Марсель - уже не раз случались неприятности с хозяйкой этого заведения: Жерар настолько грубо вел себя с девочками, что мадам даже пригрозила клиенту судом. Если бы не Марсель и его связи, не избежать бы "первому любовнику поколения" грандиозного и постыдного скандала. Домой Мину вернулась как во сне, не зная, что и думать.

Жерар Филип к тому времени медленно, но верно превращался в национальную святыню. Французы и особенно француженки обожают своего кумира. Сотни писем от поклонниц, каждый вечер толпы у театрального подъезда. Жерара приглашают за рубеж - в Америку, Японию, СССР, и там тоже готовы носить на руках. Снимается Филип, кстати, довольно редко. В основном он работает в маленьких элитарных театрах в центре Парижа. После спектакля в крошечной гримерке его неизменно ждет верная жена Анн с чашкой горячего шоколада.

1956 год начался для четы Филип вполне счастливо. В их семействе снова прибавление - в феврале родился сын Оливье. По такому торжественному случаю супруги, обычно жившие весьма замкнуто, позвали нескольких ближайших друзей. Шампанское, веселые возгласы, забавные тосты. Анн, извинившись, ненадолго покидает гостей, чтобы покормить малыша. Возвращаясь в гостиную, она слышит, как незнакомый мужской голос отчетливо произносит: "Мне очень жаль, месье, но рентген показал, что ваша болезнь неизлечима и жить вам осталось не более шести месяцев. Продайте дом, поезжайте за город и постарайтесь ни о чем не думать..." Анн в ужасе распахивает дверь и врывается в комнату. Здесь все те же, новых лиц нет, а Жерар, невинно улыбаясь, вещает телефонную трубку. "Что происходит? - спрашивает Анн. - Кто это говорил?" "Успокойся, Жеже всего-навсего немного поимпровизировал, - Жерар произнес это тоном обиженного ребенка. - Это был просто розыгрыш!.."

Теперь Анн часто навещала Мину. Днем, пока Жерар был в театре, она брала детей и приводила их к бабушке, на улицу Токвилль. Анн умоляла свекровь разложить таро на Жерара. "Нет, детка, ни за что. Я дала себе слово", - нерешительно отбивалась Мину. Анн все-таки упросила ее. Прошло полчаса - и дети, занятые возней с бабушкиными безделушками, услышали из-за пурпурной занавески испуганные возгласы матери и Мину. В раскладе на Жерара выпала белая карта, что означало смерть.

Вскоре после этого эпизода вокруг имени Жерара Филипа впервые разыгрался скандал. Дани Каррель, сыгравшая вместе с Филипом в "Больших маневрах", лучась гордостью, поведала подружке (а потом другой, третьей, десятой...), что ей удалось поколебать добродетель самого безупречного мужа Франции! История, разумеется, стала достоянием прессы. Помимо всего прочего Каррель сообщила по секрету всему свету, что Жерар "знает такие штуки", которых трудно ожидать от примерного семьянина.

Анн потребовала от Филипа объяснений. Они сидели на том самом застекленном балконе, где еще недавно нежно ворковали два их голубка. Накануне одна из птиц умерла, и Анн сочла это дурным предзнаменованием. Жерар старался оттянуть разговор, хмурился и нервно барабанил пальцами по столу. Как Анн надеялась в глубине души, что сейчас он скажет ей со своей широкой детской улыбкой: "Какие пустяки! Брось! Жеже никогда не изменял своей Анн!" Молчание становилось невыносимым. И вдруг Жерар вскочил, убежал в комнату и вернулся с пачкой писем и каких-то листочков. "Читай! Раз тебе так хочется знать правду, читай! - Лицо Жерара исказилось. Сейчас он выглядел злым, почти уродливым. -Ты думала, что вышла замуж за ангела, да? Ангелы не женятся!" Анн не могла отделаться от впечатления, что она в театре: Жерар сейчас напоминал Калигулу. Он рассказал ей все: про любовниц и дома терпимости, где его знают в лицо даже кошки, про игорные дома и адские мистификации, стоившие здоровья не одному человеку, про испанские похождения... "Мое проклятие в том, что Бог создал меня только актером! - кричал Филип ей в лицо. - Такая вот недосборка. Кое-кто понял это давным-давно". Он швырнул Анн письмо своего ближайшего друга Жака Сигура, написанное много лет назад:"Борись со своим эгоизмом и сухостью. Ты можешь излечиться, но действовать надо сейчас. Кем ты хочешь стать - ангелом или бесом? Думаешь, можно быть глубоким и искренним актером, когда в груди у тебя кусок мрамора?.."

...Но Анн уже ничего не слышала - ее спас обморок. Придя в себя, она увидела, что перед ней на коленях стоит ее Жеже с взволнованным, нежным и ангельским лицом: "Анн, Жеже любит только тебя! Если Жеже любит, то он любит только тебя. И детей. Анн, защити своего Жеже!"

Не прошло и нескольких дней после этой тяжкой исповеди, как Жерар неожиданно почувствовал острые боли в животе. Рентген показал воспалительный процесс в печени. Актеру назначили операцию. Под именем Альбера Филипа Анн поместила мужа в одну из лучших парижских .клиник. А после операции ей сообщили, что у Жерара рак печени.

Услышав приговор, Анн постаралась сделать все, чтобы Жерар не узнал правды. 24 ноября 1959 года ему позвонил отец - предупредить, чтобы сын временно воздержался от поездок в Испанию: там у него могут быть серьезные неприятности. Сын пообещал. Он был уверен, что его выздоровление - это вопрос нескольких дней. А на следующее утро Жерара Филипа не стало.

На похоронах ни Анн, ни Мину не проронили ни слезинки. Многие отмечали, как вдруг стали похожи эти две женщины, старая и молодая, обе одетые в черное, обе с суровыми непроницаемыми лицами и страдальчески сжатыми губами. Верные хранительницы тайны Жерара Филипа. Тем же вечером они вдвоем уединились в квартире Мину, плотно задернув за собой пурпурную занавеску. На что уж они теперь гадали - Бог весть.

Прошло еще несколько лет - и вдова Жерара Филипа, Анн Филип, издала несколько книг о своем муже. В них Жерар предстал именно таким, каким его хотели видеть все французы: образцом чистоты, порядочности и добродетели. Словом, ангелом.

3

http://i017.radikal.ru/0908/f9/faf5ad730c65.jpg

4

Жерар Филип
Gerard Phillipe
( 04.12.1922 года - 25.11.1959 года )

Франция (France)

25 ноября 1959 года мир облетела печальная весть: умер, не дожив девяти дней до своего 37-летия, Жерар Филип. И сердца миллионов людей во всех уголках земного шара наполнились невыразимой болью от понесенной потери.

Автор: Владимир Сашонко

Сайт: People's History

Статья: Жерар Филип: вечная молодость ("Секретные материалы 20 века')
Дата публикации: 00.00.0000

"Он был другом всей Земли, - писал о Жераре Филипе из-вестный французский историк киноискусства Жорж Садуль. - Им восхищались в Москве так же, как и в Токио, в Варшаве, как в Мюнхене, в Мадриде, как в Пекине, в Калькутте, как в Лейпциге... Смерть его была совершенно неожиданна и несправедлива. На-ши сердца отказывались верить в столь коварный удар судьбы".

"Жерар Филип был не только хорош собой, - отмечал Мор-вин Лебек, театральный деятель и театровед, - он обладал уди-вительной пропорциональностью во всем и канонической отто-ченностью олицетворенной молодости, которой предназначены первые роли".

Кино и фантазия

Жерар Филип родился в Канне 4 декабря 1922 года. Мать его бы-ла чешкой, отец - француз. Родители управляли гостиницей в Грасе, в 40 километрах от Ниццы.

"У горных отрогов или на морском берегу провел Жерар всю свою молодость, - писал один из его биографов. - С первых шагов по зем-ле над его головой весело сверкало голубое небо, к ногам его ласка-лись бирюзовые волны Средиземного моря и сбегали к ним ослепи-тельно зеленые горы, спускающиеся к самому Канну".

Все это дышало романтикой, наполняло юное сердце Жерара ра-достью бытия.

Отец отдал мальчика в закрытое учебное заведение - лицей Ста-нислава, чтобы "сделать из него человека". Жерар чувствовал себя там одиноко. Он избегал шумных детских забав и предпочитал погру-жаться в мир фантазий, отдаваясь во власть своего богатого вообра-жения.

В детстве Жерар мечтал стать врачом, но когда, по окончании ли-цея, получил степень бакалавра - это произошло в 1940 году, - то по-дал заявление в юридический институт, размещавшийся в Ницце. По-сле разгрома Франции гитлеровскими войсками и занятия ими Парижа на свободной от фашистов территории страны продолжали действо-вать институты культуры и науки. Более того, их число увеличилось за счет перемещения части этих учреждений из оккупированных облас-тей. На юге Франции собралось множество актеров и режиссеров, на-чались съемки новых фильмов.

Это решило судьбу Жерара Филипа. Он заявился в один из теат-ров и попросил дать ему какую-нибудь роль. Оценив по достоинству красоту и подкупающее обаяние молодого человека, режиссер Жан Валль стал его первым наставником и первым учителем сценического мастерства. А режиссер Жорж Лакомб (театр в Ницце) доверил два-дцатилетнему красавцу роль влюбленного юноши в пьесе Андре Рус-сена "Совсем простая взрослая девушка". Дебютант справился со столь близкой ему ролью блестяще.

На Ривьере разворачивала свою работу киностудия "Ля Викто-рия", вместе с нею прибыли из Парижа кинорежиссеры Ив и Марк Ал-легре. Жерар получил у Марка Аллегре небольшую роль в фильме "Малышки с Набережной Цветов". Потом она стала для Жерара ви-зитной карточкой и без особых усилий помогла убедить Жоржа Ла-комба доверить ему главную роль в картине "Страна без звезд".

Филип продолжает выступать и на театральной сцене, но, сделав своей превосходной игрой имя дотоле малоизвестному драматургу Андре Руссену, он решает, что рамки театральной Ривьеры уже тесны ему. А потому оставляет труппу и отправляется в Париж.

Это был смелый шаг. Но, как известно, риск - благородное дело. И в отношении Жерара Филипа он полностью оправдался.

В Париже молодой актер еще застал в живых знаменитого драма-турга Жана Жироду и сыграл в его последней пьесе "Содом и Гомор-ра" роль Ангела. Ангела, который заранее возвестил об уничтожении Содома и Гоморры.

Несмотря на театральные успехи, Жерар Филип чувствует опре-деленную нехватку профессиональных навыков из-за отсутствия спе-циального образования. И поступает в Консерваторию драматического искусства.

Герой нашего времени

Курсовые экзамены 1944 года совпали с высадкой в Нормандии войск союзников по антигитлеровской коалиции. Филип удостоился второй премии Prix de Comйdie за сыгранные им две сцены из Корне-ля и де Мюссе. Было чему радоваться, но... Немцы начали массовые аресты по подозрению в сопричастности французов к движению Со-противления. Нависла подобная угроза и над отцом Жерара Филипа, которому пришлось бежать в Испанию.

А потом пришли жаркие августовские дни 1944 года: в Париже вспыхнуло народное восстание против оккупантов. Жерар Филип, а также его друзья Жак Сигюр и Мишель Оклер приняли в нем участие. Наступил год Победы. Впереди была новая жизнь - полная радужных планов и надежд.

На сцене Филип выступает с огромным успехом в пьесе Альбера Камю "Калигула", исполняя заглавную роль. В это время режиссер Жорж Лампен задумывает экранизацию романа Достоевского "Идиот" и хочет пригласить на роль князя Мышкина Жерара Филипа. Он инте-ресуется у молодого актера, известно ли ему такое имя - Федор Дос-тоевский. В ответ актер, задетый за живое, эмоционально, демонстри-руя глубокое знание романа, пересказывает содержание "Идиота"...

Перенестись из Парижа 1946 года в Петербург 1860-х, в совсем другую страну, вокруг которой накручено столько мифов и небылиц - задача не из легких. Но образ князя Мышкина, созданный Жераром Филипом, стал его новым триумфом. Это был по-настоящему герой Достоевского - и внешне, и внутренне, на что обратили внимание со-ветские зрители, когда увидели его впервые на своих экранах.

Любопытно, что одним из последних фильмов столь рано ушед-шего из жизни актера стал "Игрок", снятый режиссером Клодом Отан-Лара в 1958 году.

Но вернемся в 1947 год, когда Отан-Лара пригласил Жерара Фи-липа в картину "Дьявол во плоти" по роману Реймона Радиге.

"Чем была для нас эта война? - Четырьмя годами больших кани-кул..." - так начинает Радиге свой роман о героях, которых в ходе Первой мировой войны соединила, наперекор всему свету, огромная, сумасшедшая любовь. Фильм Отана-Лара - глубокий волнующий очерк этой любви: шестнадцатилетнего гимназиста Франсуа и жены офицера Марты. "Подлинный персонаж Филипа родился в этом филь-ме", - отмечали критики и мастера киноискусства.

В том же, 1947, году на экраны вышла "Пармская обитель" ре-жиссера Кристиана Жака, и на долю Жерара Филипа, исполняющего романтическую роль Фабрицио дель Донго, вновь выпал грандиозный успех. Только шесть лет спустя эта картина, снятая по роману Стен-даля, попала на наши экраны и произвела своего рода фурор. Не бу-дет преувеличением сказать, что публика полюбила Жерара Филипа, его образ, неотделимый от образа Фабрицио дель Донго, покорил миллионы сердец. Так состоялась первое знакомство гениального французского актера с советскими зрителями.

Гениальным назвал его не я. Читаем у Жоржа Садуля: "Любая ге-ниальная личность (а Жерар был гением) - сложный феномен, выра-жающий скрытые от глаз духовные устремления своей эпохи... Филип объяснял всем нашу страну и наше время - послевоенные и пятиде-сятые годы" (и независимо от того, добавим мы, в какую эпоху погру-жала его очередная роль, он оставался всегда современен).

Актер национального театра

Филип "объяснял страну и время" не только с киноэкранов, но и с театральных подмостков. Например, со сцены театра ННТ- ему он от-дал в общей сложности девять лет своей жизни, сыграв в поставлен-ных там спектаклях 605 раз!

Эта история началась в ноябре 1950 года. В гримерной драмати-ческого театра "Ателье", руководимого Андре Барсаком, знаменитый актер и режиссер Жан Виляр готовился к выходу на сцену, когда раз-дался осторожный стук в дверь.

- Войдите! - крикнул Виляр и уставился в зеркало: кто это там?

Первое, что он увидел - ниспадающие на лоб прекрасные волосы. Жерар Филип!

Слова его, обращенные к Виляру, были предельно просты:

- Я очень люблю театр, - сказал он, - а ваши идеи как режиссера-постановщика чрезвычайно близки мне. Если бы вы пожелали пригла-сить меня, я свободен...

И они заключили своего рода соглашение о намерениях. А наме-рения эти - ни много ни мало - создать собственный театр, рассчи-танный на массового зрителя. И более того - выступающего в естест-венных декорациях, на открытом воздухе.

В бывшем папском дворце в Авиньоне, представляющем собою огромный феодальный замок XIV века, Филип и Виляр расположились в небольшом помещении, очень холодном, использовавшимся зимой для хранения угля. И принялись готовиться к открытию театра, кото-рый назвали ННТ - Национальный народный театр. Главными движу-щими силами нового храма искусства стали они двое: режиссер-новатор Жан Виляр и великий актер Жерар Филип.

Еще в 1947 году по инициативе Виляра и с согласия муниципали-тета Авиньона, просторный внутренний двор бывшего папского двор-ца стали использовать для показа спектаклей Первого авиньонского фестиваля драматического искусства. И с той поры эти фестивали, получившие всемирную славу, проводятся ежегодно.

Ну а в 1951-м там дебютировал Национальный народный театр. И дебют этот был триумфальным.

"Без Виляра Жерар, возможно, никогда бы не сыграл ни Сида, ни Рюи Блаза, ни принца Гомбургского. Виляр как бы воплощал в себе весь театр. Жерар же был его душой, его добрым гением", - так писал в своей книге "Жизнь, которую вдохнул Жерар Филип" Поль Джанноли.

Упомянутые выше три героя классического репертуара, образы которых создал в ННТ Жерар Филип, подняли его, Жерара, на новую ступень пьедестала славы.

Сид - романтический герой трагедии Пьера Корнеля, Рюи Блаз - действующее лицо исторической драмы Виктора Гюго, принц Гомбург-ский - персонаж драмы немецкого писателя-романтика начала XIX ве-ка Генриха фон Клейста.

Особенно впечатляющим был образ Сида, настолько органично слившийся с образом молодого, темпераментного исполнителя, что имя его стало неотделимо от имени Жерара Филипа, а имя самого Филипа - от имени Сида. Они обессмертили друг друга. Не случайно, когда Жерар умер, его похоронили в костюме Сида - том самом, кото-рый он надевал перед очередным спектаклем.

Извлеченная из учебников истории французской литературы, из-рядно забытая трагедия Корнеля благодаря Виляру и Филипу вдруг зажила новой, полнокровной жизнью, стала событием номер один в театральной Франции. И не только. Успех ННТ, выступающего не только в Авиньоне, но и в Париже, во Дворце Шайо, где вскоре полу-чил постоянную прописку, а также в пригородах французской столицы, перешагнул государственные рубежи.

Помимо упомянутых выше спектаклей, Жерар Филип участвовал в постановке пьесы Бертольда Брехта "Мамаша Кураж и ее дети", шек-спировского "Ричарда III", "Лорензаччо" и "Капризы Марианны" Альф-реда де Мюссе и десятка других.

Образ юности и очарования

Жерар Филип и в жизни был романтиком. В ноябре 1951 года он женился на Николь Фуркад, которая, по желанию Жерара, сменила имя Николь на Анн. В 1954 году у четы Филип родилась дочь Анн-Мари, а в 1956 году - сын Оливье.

Большая, глубокая и красивая любовь продолжалась недолго - судьба отпустила ей до обидного короткий срок, всего восемь лет. И они промчались как один миг. Анн Филип, выпустившая книгу своих воспоминаний о Жераре, так и озаглавила ее: "Одно мгновение".

"Жерар Филип был не только молодым героем. Он был героем, в котором физическое и душевное благородство сочеталось с образом пылкой юности и очарования... Он создавал образы, воплощавшие мечту всех". Так писали о нем современники.

Конечно, не все фильмы, где снялся Жерар Филип, можно отнести к числу шедевров, не все выдержали испытания временем. Но и тех, что сдали этот трудный экзамен, более чем достаточно.

После "Пармской обители" и нескольких, назовем их так, проход-ных фильмов, на экраны вышла картина Рене Клера "Красота дьяво-ла". В нем поднимался вопрос об ответственности ученого за судьбу своих открытий, за мир. Вопрос весьма актуальный в конце 1940-х го-дов. Это как бы новый вариант бессмертной темы доктора Фауста и искусителя Мефистофеля. Но Фауст лишь поначалу напоминает средневекового алхимика. Действие фильма помещено в условные декорации XIX века, а события развертываются в неведомом евро-пейском княжестве. Но и сюжетное построение, и философская осно-ва фильма живо перекликались с текущими событиями того времени. Его создатели недвусмысленно сказали "нет" атомной бомбе и поли-тике вооружения.

После картины "Жюльетта, или Ключ мечтаний", снятой Марселем Карне по пьесе Жоржа Неве, Жерар Филип продолжал работу с Рене Клером. "Ночные красавицы" - так назывался новый фильм режиссе-ра. Партнерами Филипа тогда были восходящие звезды французского и итальянского кино - Мартина Кароль и Джина Лоллобриджида.

И, наконец, явился на свет божий знаменитый "Фанфан-Тюльпан" Кристина Жака, обошедший едва ли не все экраны мира, в том числе и советский. В старинной и популярной истории о бравом вояке Фан-фане, который во времена Людовика XV показывал чудеса отваги и находчивости, Кристиан Жак и Жерар Филип, исполнитель заглавной роли, нашли благодатную почву для творческой выдумки. Фильм ис-крится остроумием, покоряет живостью действия, мощью сатириче-ской струи, бьющей с экрана, а Жерар Филип в нем - как в родной стихии, он полон обаяния, молодого задора и неукротимости. Вместе с ним - снова Лоллобриджида, а также известнейший французский ак-тер старшего поколения Ноэль Роквер.

После фильмов менее заметных пришел черед нового шедевра, и вновь по Стендалю - "Красное и черное". Фильм Клода Отан-Лара с участием в главных ролях Жерара Филипа (Жюльен Сорель) и двух выдающихся французских актрис - Даниэль Даррье (Мадам де Ре-наль) и Антонеллы Люальди (Матильда).

В 1956 году Филип попробовал свои силы как режиссер-постановщик, дав новую, теперь экранную жизнь еще одному знаме-нитому персонажу французской литературы - Тилю Уленшпигелю, ге-рою романа Шарля де Костера, одновременно сыграв в нем и заглав-ную роль. Правда, режиссуру Филип осуществил в содружестве с из-вестным голландским документалистом Йорисом Ивенсом.

Пробы пера Жерара Филипа как режиссера на этом закончились. Но как актер он продолжал царствовать на экранах, хотя фильмы вто-рой половины 1950-х годов с участием Жерара Филипа особо не вы-делялись. Наиболее достойными можно назвать лишь "Большие ма-невры", а также "Опасные связи" по знаменитому роману Шодерло де Лакло, увидевшему свет в преддверии Великой французской револю-ции. И, наконец, последний фильм великого актера - это "Лихорадка ширится в Эль Пао", который снимал испанский режиссер Луис Буню-эль.

Жизнь коротка…

После завершения съемок в Мексике, по пути домой, Филип посе-тил Гавану. Вернувшись во Францию, он устроил себе краткий отдых, который провел с семьей в Раматюэлль, близ Сен-Тропе, на родной для него земле Прованса. Там находился приобретенный им неболь-шой сельский домик с прилегающим виноградником.

Газеты опубликовали фото: Жерар и Анн - счастливая супруже-ская пара, которая безмятежно нежится в лучах жаркого южного солн-ца на песке у самого моря.

Идиллия, за которой кроется тяжелая драма. Состояние здоровья Жерара вызывает все большую тревогу. Считается, что он подцепил в Мексике некую амебную инфекцию. Ему выписывают лекарства, одна-ко ни они сами, ни отдых не помогают. Жерар катастрофически худе-ет. Семья Филип спешно возвращается в Париж. Поселяются они вблизи столицы, в Сержи, на берегу Уазы - там тоже есть небольшое и очень любимое владение. Впрочем, осенняя непогода вскоре выго-няет их оттуда. И вот они снова у себя в парижской квартире на Рю де Турнон, 17, недалеко от Люксембургского дворца.

В начале ноября Жерар Филип решается на операцию в одной из клиник, и вскоре она состоялась... Увы! Врачи предупреждают Анн, что ее мужа скоро не станет. И виной тому не амебы, а рак, поразивший печень актера.

19 ноября Жерара выписывают из клиники. Жерар не знает, что его ждет. Анн, этой мужественной женщине, удается скрывать извест-ную ей тайну от горячо любимого супруга.

Вечером 24 ноября Жерар чувствует себя хорошо, шутит с навес-тившим его доктором Пьером Веллэ, делится планами на зимние ка-никулы, перед сном читает Еврипида и ночь приводит спокойно.

Утром 25-го Анн провожает детей в школу. Жерар, как обычно, в это время еще спит. Когда она возвращается, то застает мужа уже мертвым: лицо его совершенно спокойно, пальцы на руках не сжаты судорогами...

В субботу, 28 ноября 1959 года Жерара Филипа похоронили на кладбище в Раматюэлль. В канун восьмой годовщины его свадьбы. Анн бросила на гроб мужа алую розу. И после этого гулко за-стучали о его крышку первые комья земли. Но сказочный принц навсегда остался с нами. С нами вче-рашними, сегодняшними и завтрашними. Потому что еще древние римляне заметили: жизнь коротка, искусство - вечно.

Взято:  http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/ … ndex1.html

5

http://s51.radikal.ru/i131/1012/19/8261f4de01a9.jpg

6

http://s52.radikal.ru/i138/1101/93/5405601fb7d1.jpg

7

http://s001.radikal.ru/i195/1101/bb/2f5b2a3023ae.jpg

8

http://s004.radikal.ru/i207/1101/be/8a15fb927522.jpg

9

http://s012.radikal.ru/i319/1101/6a/91905ca5c1b5.jpg

10

http://i048.radikal.ru/1101/9c/a517c3b4109f.jpg