Маленькая Бася и последние шаги
Если в актерской карьере Крамарову в Америке не очень повезло, то в личной жизни он был счастлив.
Природа не наделила Савелия привлекательной внешностью, но сполна одарила женской любовью.
Он умел производить впечатления на дам, и это отмечали многие, в том числе такая красавица, как Наталья Фатеева: "Мы были в гостях в каком-то доме, и я заметила, как он одет: на нем был красивый свитер, модный ремень, хорошая обувь, он был аккуратно пострижен. Это был ухоженный мужчина, от которого хорошо пахло. Несмотря на то, что он косил, у него был настоящий мужской взгляд охотника",
Первый раз Крамаров женился рано, ему едва стукнуло двадцать.
Его супруга Людмила работала инженером в конструкторском бюро Туполева. Брак оказался недолговечный, "студенческий".
Второй, неофициальной женой стала архитектор Маша.
Он познакомился с ней в марте 1964 года в Доме творчества актеров в Рузе. Она была статная красавица, на голову выше его, чем особенно гордился Крамаров.
"В Маше Савелий чувствовал более серьезного, более культурного и больше знающего человека, чем он, ", - вспоминает писатель Варлен Стронгин. "А она чувствовала его наивность, чистоту души, которые проглядывали и в жизни, и с экрана".
Они провели вместе 13 лет, сначала жили в коммуналке, затем перебрались в отдельную квартиру, мечтали завести детей, но
мимолетные увлечения Савелия разрушили их семейную жизнь.
В начале 70-х слава Крамарова достигла заоблачных высот, поклонницы не давали ему прохода.
Третью жену артист нашел уже в Штатах.
Ею оказалась продавщица магазина Фаина Зборовская, друзья называли ее Мариной.
Савелия представил будущей жене его друг ребе Зальсман. Через пару месяцев состоялась свадьба в Лас-Вегасе, жить молодожены стали в Санта-Монике на берегу океана, и спустя год на свет появилась девочка Бася.
В 53 года Крамаров впервые стал отцом и чуть не сошел с ума от счастья: сам пеленал дочку, ходил с ней гулять и, когда встречал кого-то из знакомых, с гордостью говорил: "Посмотрите на мою Басю!".
Савелий постоянно благодарил Бога, много времени проводил в молитвах.
Но жизнь с Мариной не сложилась. Прожив пять лет вместе, они развелись, ко всеобщему удивлению.
Формальным поводом послужил переезд Крамарова в Сан-Франциско: жена отказалась ехать с мужем.
Она не хотела терять работу и покидать Лос-Анджелес, где жили ее мама и многочисленные родственники.
Но суть конфликта была скорее в самом Крамарове. Он стал мнительным, маниакально относился к своему здоровью, каждый раз бежал к врачу, когда температура поднималась до 36,8.
С утра измерял давление, щупал пульс, если возникали подозрения, тут же звонил доктору. Савелий стал капризным, как ребенок.
Последней избранницей Крамарова стала Наталья Сирадзе, также не имевшая отношения к кино.
Савелий встретил ее в Сан-Франциско в доме общих знакомых в 1992 году. Он шутил весь вечер, трещал без умолку, а она молча слушала и застенчиво улыбалась:"Дело в том, что когда я первый раз увидела Савелия, у меня не просто сердце екнуло, у меня челюсть отвисла, я просто не поверила своим глазам, что я вижу живого Савелия Крамарова!".
На первые свидания Наталья ходила из интереса, она не принимала всерьез его ухаживания, ей казалось, что актер играет как в кино, так и в жизни.
Но Крамаров уже решил для себя, что Наталья будет его женой: знойная красавица, не замужем, моложе на двадцать лет, плюс еврейка.
Он сделал ей предложение, и она согласилась.
Наталья спокойно отнеслась ко всем странностям и причудам Крамарова, а он, в свою очередь, полюбил ее сына, маленького Мишу.
В 1994 году Крамаров с помпой отметил 60-летие, пригласил более ста человек, среди гостей были Олег Видов, Борис Сичкин, Илья Баскин и другие коллеги из "русского" Голливуда.
Именно тогда он получил (наконец-то!) главную роль в американском фильме, был полон творческих планов, собирался ехать в Россию вместе с Натальей, путешествовать на круизном корабле.
"Ты будешь купаться в лучах моей славы", - хвастался он перед ней.
Но в январе 1995 года Крамаров почувствовал боль в левой стороне живота. Несколько дней актер терпел, а потом отправился к врачу.
Диагноз оказался страшным: карцинома - тяжелая форма рака.
Он сел в машину весь бледный и дрожащий, Наталья, увидев непривычно грустные глаза мужа, разревелась у него на коленях.
Крамаров был в шоке, поскольку лечащий врач, который осматривал его регулярно, никаких отклонений не находил.