Об этом же и слова дочери Бондарчука Натальи:
«После съезда отец предсказал разрушение Советского Союза и страшное падение культуры. И он оказался пророком. Была разрушена выстраданная тяжелой жизнью мечта людей, в значительной мере выраженная советским кинематографом. Когда из него вычеркнули героев, олицетворявших эту мечту, то вычеркнули и всех советских людей, вычеркнули страну…»
Бондарчук Сергей
Сообщений 21 страница 30 из 40
Поделиться2101-01-2011 14:57:37
Поделиться2201-01-2011 14:59:56
Для Сергея Бондарчука наступили тяжелые времена.
Он хотя и остался руководителем объединения на «Мосфильме», вокруг него образовался вакуум.
Многие недавние коллеги перестали замечать его на службе, не звонили домой.
Бондарчук же продолжал вынашивать идеи новых проектов, созвучных новому контексту времени.
Он собирался снимать «Вишневый сад», где хотел показать, как предприимчивые Лопахины собираются вырубить «вишневый сад» – погубить его Родину.
А когда либеральная свора обрушилась на фильм Николая Бурляева «Лермонтов», в котором открытым текстом декларировалось, что именно масоны убили великого русского поэта и до сих пор пытаются верховодить в России, Бондарчук грудью встал на защиту этого фильма (кстати, создавалась лента в возглавляемом им Первом объединении).
По этому поводу уместно привести весьма показательный разговор между Бондарчуком и Тамарой Макаровой о «Лермонтове».
Когда Макарова принялась искать недостатки в этой картине, Бондарчук заметил: «А вы знаете, что это первый фильм в мировом и советском кино, показывающий зло, мешающее людям жить».
Когда его оппонентша спросила: «А какое это зло?», – режиссер ответил: «Надо читать книжки».
Это самое зло очень скоро приведет страну к распаду.
Поделиться2301-01-2011 15:02:45
Когда в 1987 году на экраны страны вышел его новый фильм «Борис Годунов» (он закончил работу над ним незадолго до 5-го съезда), критика не оставила от него камня на камня.
Почему?
Одной из главных тем фильма была тема вышедшего в тираж правителя.
Как заявил в одном из своих тогдашних интервью сам Бондарчук: «Трагедия Годунова – крах правителя, от которого народ отвернулся».
Горбачёв и его апологеты увидели в этом явный намек на себя (кстати, Бондарчук окажется провидцем: спустя год после выхода фильма на широкий экран рейтинг Горбачёва в народе начнет стремительно катиться вниз и в итоге приведет его политику к окончательному краху).
Была дана команда смешать эту работу Мастера с грязью.
В десятках различных изданий появились разгромные статьи о фильме «Борис Годунов», где Бондарчука в чем только ни уличали: один критик в журнале «Советский экран» дошел даже до того, что обвинил режиссера в непонимании творческих замыслов А.Пушкина, а его фильм назвал набором «стилизованных иллюстраций или диапозитивов».
Другой причиной нападок на фильм было то, что он входил в клинч с еще одной версией бессмертного пушкинского произведения: спектаклем «Борис Годунов», осуществленным Юрием Любимовым в Театре на Таганке и поднимаемым на щит либералами.
Бондарчук никогда не скрывал своих антипатий к этому спектаклю, где народ был показан в виде раболепствующей толпы.
Как заявил Бондарчук в одном из тогдашних интервью: «Авторскую ремарку «Народ безмолвствует» я расшифровал как акт пробуждения совести в народе. Народ безмолвствует, когда ему приказывают славить Самозванца...»
И далее в интервью Бондарчук имел смелость бросить камень в огород вольных интерпретаторов Пушкина, вроде Юрия Любимова: «Можно читать Пушкина хуже или лучше – это уже как кому дано. Но убежден, что нельзя читать его «вольно» – надо верно».
Подобных высказываний либералы простить Бондарчуку не могли. В итоге его версия «Бориса Годунова» была смешана с грязью, а спектакль Юрия Любимова... объявлен лучшим спектаклем 1988 года.
Поделиться2401-01-2011 15:03:35
Все эти передряги больно били по Бондарчуку.
Как вспоминает его дочь Наталья: «Во время травли в какой-то газетенке его посмели сравнить с дохлым львом, на которого тявкают.
Я спросила: «Как ты чувствуешь себя после этого пасквиля?»
– «Знаешь, я прочел эту статью в самолете и хотел выйти в открытый космос...»
Поделиться2501-01-2011 15:05:12
Однако несмотря на то давление, которое на него тогда оказывалось, Бондрчук продолжал сражаться с ордой либералов, по сути, уже захватившей командные высоты как в политике, так и в искусстве.
Например, когда началась кампания по реабилитации фильма «Комиссар» А.Аскольдова, ставшего «гимном еврейской оппозиции», Бондарчук был одним из немногих, кто выступил против его выхода в прокат.
На коллегии Союза кинематографистов он взял слово первым, видимо, желая с самого начала обсуждения задать ему критический тон и подвигнуть своих коллег не делать снисхождений картине Аскольдова.
Кроме этого, оратор попытался воззвать к разуму своих коллег, заявив, что в советской кинематографии намечаются убийственные вещи, которые могут попросту его похоронить.
Поделиться2601-01-2011 15:07:34
В январе 1988 года Бондарчук предложил Госкино сразу несколько новых проектов, которые, и он это прекрасно знал, вызывали у его оппонентов из либерального стана зубовный скрежет.
Во-первых, это экранизация «Тараса Бульбы» Н. Гоголя с ее явным антипольским и антиеврейским духом (поляки и советские либерал-евреи в ту пору объединили свои силы и вбросили в советское общество проблему Катыни), во-вторых – экранизация «Тихого Дона» М.Шолохова, задуманная им как очередная попытка заставить заткнуться либералов, вновь поднимавших волну в СМИ по поводу мнимого плагиаторства великого классика советской литературы.
Кроме этого, Бондарчук делится своими планами по поводу возможной постановки советско-югославской эпопеи «Битва за Косово», должной стать гимном дружбы двух славянских народов – русского и сербского.
И, наконец, Бондарчук обсудил с главой Госкино рисунок своей очередной кинороли – генералиссимуса Сталина в фильме Юрия Озерова «Сталинград».
Исполнение Бондарчуком этой роли тоже прямо вытекало из его антилиберальных воззрений.
Это был открытый вызов коллегам вроде Григория Чухрая, который в содружестве с западными немцами снимал тогда антисталинское «разоблачилово» – документальный фильм «Сталин и война».
Поделиться2701-01-2011 15:10:05
Между тем ни одно из предложений Бондарчука в итоге так и не осуществится, поскольку силы были слишком не равны – режиссер пробивал свои темы фактически в одиночку.
Поэтому он и обратился к помощи итальянских коллег, которые согласились помочь ему осуществить экранизацию шолоховского «Тихого Дона» для телевидения.
И хотя итальянская сторона обложила режиссера целым букетом всевозможных ограничений и неприемлемых предложений, Бондарчук вынужден был согласиться. Чем завершилась эта эпопея, мы прекрасно знаем: итальянский продюсер Энцо Рисполи оказался человеком нечистоплотным и заблокировал выход фильма в прокат, спрятав единственную копию фильма у себя в сейфе.
Судя по всему, продюсер уже тогда знал, что западному истеблишменту фильм по Шолохову не нужен и решил его упрятать подальше.
Он зарегистрировал новую компанию и увез копию фильма в Лондон.
Бондарчук обратился в российский МИД с просьбой помочь ему отыскать картину, и там ему пошли навстречу.
Но дальше чистых формальностей дело не пошло, поскольку российские власти не жаловали ни Бондарчука, ни Шолохова (в 1995 году, когда писателю исполнилось 90 лет, ни один телеканал не соизволил откликнуться на эту дату, а в прессе вновь началась антишолоховская кампания).
В итоге фильм хотя и нашли, однако ничего предпринимать для его возвращения на родину не стали.
Поделиться2801-01-2011 15:11:43
Все эти передряги сильно сказались на здоровье режиссера.
По словам его супруги Ирины Скобцевой: «Сергей Фёдорович каждое утро просыпался с тяжелым вздохом: «Ну что же мне делать с этими бандитами?»...»
Трагизм ситуации был в том, что режиссер угодил в страшный капкан, где бандиты окружили его со всех сторон: и свои, и западные. Когда Бондарчук это осознал окончательно, он слег.
В последние месяцы здоровье стремительно уходило.
Эти месяцы были замешаны на крови (открылись три кровоточащие язвы), кофе и сигаретах.
В конце концов все пережитые волнения вызвали у режиссера рак (недаром этот недуг называют болезнью переживаний).
Врачи не сразу поставили диагноз, все думали, с печенью что-то. Оказалось, поражено легкое и уже ничего нельзя поделать.
Днем 20 октября 1994 года прямо в больнице Бондарчук причастился и исповедался. А спустя два часа после этого великого режиссера не стало.
Поделиться2901-01-2011 15:13:38
Российские СМИ весьма скупо освещали эту смерть, поскольку торжество либеральной демократии в России было тогда в самом зените.
Более того: либеральная общественность подспудно радовалась уходу режиссера, который на протяжении долгих десятилетий был для нее олицетворением самого ненавистного деятеля из стана державников.
Тогда либералам, видимо, казалось, что им удастся постепенно вытравить память о Сергее Бондарчуке из народной памяти посредством сведения его творчества к расхожей формуле «талантлив, но не более». Они мечтали, что на смену таким режиссерам, как Сергей Бондарчук, придут другие – еще более талантливые постановщики из их либеральной когорты. Эти другие и в самом деле пришли, но разве можно их поставить на одну доску с Сергеем Бондарчуком – по таланту, по видению жизни, по отношению к своей Родине?
Конечно же, нет!
Сравните хотя бы недавний фильм новоявленного либерального «гения» Павла Лунгина «Царь» с любым из фильмов Бондарчука – это же катастрофа, причем как художественная, так и мировоззренческая.
По этому поводу вспоминаются слова критика И.Поплавской, которые она написала Бондарчуку сразу после выхода его «Бориса Годунова»: «Самое главное, что должно быть извлечено на «будущее» кинематографа на примере Вашей работы: нельзя начинать и делать фильм из истории России без истинного запаса подлинной, не на словах, любви к ней, к России и ее святыням».
Увы, в нынешней России оказалось – можно.
И все же, несмотря ни на что, гений Бондарчука торит себе дорогу и в нынешней, все более скатывающейся в пропасть бездуховности России, вселяя надежду на то, что сила животных инстинктов рано или поздно проиграет сражение силам духа. И подтвердятся шолоховские слова, вынесенные Бондарчуком в финал его фильма «Судьба человека»: «… и хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своём пути, если к этому позовёт Родина».
Советская Россия Фёдор РАЗЗАКОВ.
Поделиться3002-01-2011 16:35:20
Сергей Бондарчук был первым законным миллионером в СССР
http://www.kp.ru/daily/24563.3/736381/
Сергей Бондарчук в нашей истории кино - человек-глыба.
Замечательный актер, великолепный режиссер, создавший фильмы, вошедшие в золотой фонд отечественного кино, - «Судьба человека», «Война и мир», «Ватерлоо», «Они сражались за Родину».
Он пережил все - был обласкан властью и любим самим Сталиным.
Подвергался гонениям и был отлучен от Союза кинематографистов.
Из-за свободолюбия долго не хотел вступать в Коммунистическую партию. Он не шел против течения - иногда течения просто разбивались об него, как об огромный утес, который стоит наособицу и признает только свои законы.
В творчестве он не признавал компромиссов и всегда работал на пределе сил.
А в жизни был этаким большим добрым великаном, спокойным, рассудительным.
Он хлебнул и славы, и бурь, прошел огонь, воду и медные трубы.
О некоторых моментах его жизни нам рассказал контрразведчик Игорь АТАМАНЕНКО, который собирал материал для книги о мастере.